Как сделать разбор предложения 4 класс

Как сделать разбор предложения 4 класс

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
    Читайте также:  100 Евро как отличить подделку

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

      В предложении, имеющем однородные члены.

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

      В предложениях с обособленными членами:

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

      В предложениях с обособленными членами речи:

      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

      В сложносочиненном предложении:

      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

      В сложном бессоюзном предложении:

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

      Читайте также:  Порт шпд что это

      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

      Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

      Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

      Класс: 4

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цель:

      • развитие учебно-информационных и учебно-логических умений,
      • формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.

      Задачи:

        Обучающая: закреплять представления об алгоритме синтаксического разбора предложения; повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость.

      • Развивающая: расширение лингвистического кругозора; развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
      • Воспитательная: отстаивать свою точку зрения; воспитание культуры общения на уроке.
      • Здоровьесберегающая: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.

      Оборудование:

      • Учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. — 4 класс. — часть 1. — С. 68-69;
      • Компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.
      • Карточки-задания для работы в парах.
      • Индивидуальные задания.

      * (В скобках даны примерные ответы детей)

      — Ребята, повернитесь друг к другу, приятно улыбнитесь и пожелайте успехов в работе на уроке.

      2. Сообщение темы и цели урока.

      — Сегодня мы работаем по блоку "Как устроен наш язык". [Слайд № 1]

      Тема урока "Синтаксический разбор предложения".

      — Скажите пожалуйста, такая тема урока встречается у нас впервые? (Нет.)

      — Как вы думаете, что же мы будем делать на этом уроке, если мы прошли эту тему? (Закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения. Может быть узнаем что-то новое о разборе?)

      3. Словарная работа. [Слайд № 2]

      Подл:жащее, ск:зуемое, опр:деление, д:полнение, гл:гол, обст:ятельство.

      — Давайте вспомним написание этих слов. (Дети говорят куда падает ударение и называют безударную гласную, после этого делается клик мышкой, на экране появляется пропущенная буква. И так после каждого слова.)

      — Прочитайте слова, подумайте, какое слово лишнее? Почему?

      — Какой частью речи являются эти слова? (существительные)

      — Что ещё общего в них есть? (средний род, неодушевленные, нарицательные, ед.ч.)

      — Найдите слово, которое я задумала: В нём 5 слогов, на 3-й слог падает ударение, 3 мягких согласных звука, 4 звонких согласных звука, из которых 2 парные.(подлежащее)

      — Что такое подлежащее? Почему так называется?

      — Составьте и запишите предложение с этими словами.

      — Зачитайте свои предложения. Попробуйте составить схему к своему предложению.

      — Чем осложнено предложение?

      Читайте также:  Сколько стоит карта захвата

      — Что такое однородные члены предложения?

      — Какие члены предложения могут быть однородными?

      — Какой раздел науки о языке изучает предложения?

      4. Актуализация необходимых теоретических знаний.

      Следующее задание поможет нам вспомнить алгоритм проведения синтаксического разбора. [Слайд № 3] Закончите предложения:

      1. Предложения по цели высказывания бывают:
      2. Предложения по интонации бывают:
      3. Грамматическая основа — это:
      4. Распространённое предложение — это:

      (Дети дополняют предложения)

      Работа в парах. (Ребятам раздаются карточки.)

      Поработаем с табличкой, определим тип предложения по цели высказывания, поставьте + в соответствующей колонке, а в конце предложения поставьте знак препинания.

      Предложения Повествовательное Побудительное Вопросительное
      Ребята, берегите природу
      Сколько дней в октябре
      Ура, каникулы
      Птицы улетают на юг
      Мойте руки перед едой

      Проверка выполнения задания.

      — Попробуйте определить по знакам препинания каким будет предложение по цели высказывания и по интонации. [Слайд № 4. После того, как дети дадут характеристику каждой строки со знаками препинания, делается клик мышкой, на экране появляется возможная характеристика]

      • ?!
      • .
      • ?
      • !

      — Можно ли по схемам определить цель высказывания и интонацию предложения? (Дети делают вывод, что по схемам можно определить точно только интонацию, а цель высказывания нельзя, так как она может быть в разных вариантах.)

      Спишите, расставив знаки препинания. Устно сделайте синтаксический разбор предложений. [Слайд № 5]

      Улетели на юг птицы ласточки стрижи соловьи

      Реже выглядывает из-за туч солнышко

      Почему оно прячется

      Солнышко выгляни поскорей

      (Проверка выполнения заданий.)

      8. Физкультминутка для глаз. [Слайд № 6]

      — Водите глазками за движущимися предметами.

      Проверьте, правильно ли выполнен разбор по членам предложения. [Слайд № 7]

      В небе плывут облака. У девочки от усталости слипаются глаза.

      (Дети в устной форме исправляют ошибки, делается клик мышкой и ошибки на экране исправляются.)

      Дифференцированная работа. Варианты дети выбирают самостоятельно.

      • 1 вариант (Повышенной сложности). Выполнить упр.2 с.68. Записать составленные предложения в тетрадь и провести синтаксический разбор. (1 человек идёт выполнять на обратную сторону доски.)
      • 2 вариант (Базовый уровень). Дополни предложение, запиши его в тетради проведи синтаксический разбор этого предложения. Над водой, над лесом, над поляной плывёт: (1 человек идёт выполнять на обратной стороне доски.)
      • 3 вариант. Спиши первое предложение из упр.3 на с.68 и проведи синтаксический разбор этого предложения. (1 человек диктует во время записи предложение, называя все замеченные орфограммы и делает синтаксический разбор.)

      (Проверка заданий 1 и 2 вариантов.)

      Составьте предложение на осеннюю тему, к которому можно дать такую характеристику: повеств., невоскл., распр., есть однор.чл.. [Слайд № 8] (Проверка выполнения задания.)

      — Давайте вспомним цель нашего урока.

      — Что нам удалось лучше всего сделать?

      — Над чем ещё следует поработать?

      Составить 3 предложения (повеств., побуд., вопросит.) и сделать синтаксический разбор.

      Памятки нужны детям для работы в школе и дома, при знакомстве с новыми темами. Пользование ими помогает детям усвоить правила и порядок работы, самостоятельно подготовиться к уроку, сделать домашнее задание и задание в классе, если оно дается для закрепления недавно изученных тем.

      Памятки помогают и родителям, они могут проконтролировать работу ребенка, знают какие требования выполнения работы требуют на уроке.

      Эта памятка поможет вспомнить основные критерии синтаксического разбора предложения и запомнить порядок разбора

      Ссылка на основную публикацию
      Как изменить учетную запись в аутлуке
      После установки учетной записи в программе Microsoft Outlook, иногда требуется дополнительная настройка отдельных параметров. Также, бывают случаи, когда поставщик почтовых...
      Драйвер для веб камеры на ноутбук acer
      by Acer Inc. After you upgrade your computer to Windows 10, if your Acer Camera Drivers are not working, you...
      Драйвер для микро сд карты
      SD(miniSD,microSD) флеш-карточки формата SDHC (Secure Digital High Capacity), допускают объем от 2 до 32 гигабайт. Эти карточки имеют такой же...
      Как изменить ттл на компьютере
      TTL (Time To Live) — это значение времени, на протяжении которого пакет с данными блуждает по сети со способностью передачи...
      Adblock detector