Концепция единого информационного пространства вс рф

Концепция единого информационного пространства вс рф

1. Концепция единого информационного пространства.

2. Структура единого информационного пространства ВМФ.

3. Организация взаимодействия информационных ресурсов в ЕИП ВМФ.

4. Технология создания ЕИП.

Учебная цель: Ознакомиться с концепцией единого информационного пространства, технологией его разработки и особенностями применения в интересах управления ВМФ.

Н.Ф. Директоров и др. Автоматизация управления и связь в ВМФ. С. 28-38. СПб. Элмор, 2001.г.

1. Концепция единого информационного пространства.

Одной из важнейших задач, сформулированных в принятой в 2000 году Доктрине информационной безопасности России, является задача создания единого информационного пространства Российской Федерации (ЕИП РФ). Неотъемлемой составной частью ЕИП РФ является единое информационное пространство Министерства обороны России (ЕИП МО). Последнее, в свою очередь, включает в себя единое информационное пространство ВМФ (ЕИП ВМФ), рис. 1.

Процессы управления в ВМФ являются процессами сбора и обработки информации, принятия на этой основе решений, доведения решений до исполнителей и контроля исполнения. Естественно, качество управления в ВМФ решающим образом зависит от организации (представления) информации.

Исторически сложилось так, что различные органы управления в составе ВМФ (штабы и др.) имеют различные формы организации и представления информации. Это было допустимо в условиях, когда взаимодействие между ними осуществлялось неавтоматизированным способом. Тогда вышестоящий штаб мог получить информацию о состоянии кораблей и частей, подчиняющихся нижестоящему штабу, только опосредованно, через последнего. Это занимало много времени, получаемая информация не всегда была полной и достоверной. В результате чего снижались оперативность и обоснованность управления.

В настоящее время актуальной является задача получения вышестоящим штабом информации о состоянии каждого корабля, каждой подводной лодки подчиненного соединения непосредственно и в реальном масштабе времени. Осуществление этого возможно только в том случае, если частные информационные ресурсы различных органов управления согласованы между собой. Такое согласование возможно и целесообразно осуществить на основе единого информационного пространства.

Под единым информационным пространством ВМФ будем понимать всю совокупность актуальных и полных информационных ресурсов органов управления ВМФ всех уровней иерархии с едиными правилами создания и потребления информации, едиными стандартами представления информации и возможностью непосредственного доступа к ней оперативного состава ВМФ, в соответствии с имеемыми полномочиями.

2. Структура единого информационного пространства вмф.

Обобщенная структура единого информационного пространства ВМФ отображена на рисунке 2.

Под информационным ресурсом (ИР) будем понимать структурированную единичную совокупность сведений о предметной области. Вероятно, имеет смысл говорить об иерархии информационных ресурсов (сообщение, файл, запись, база данных, фрагмент картографической обстановки и т.д.). Под предметной областью естественно понимать фрагмент объективной реальности, в рамках которой функционирует флот и его система управления (структура, состав и состояние ВМФ, его задачи, состояние среды и т.д.).

Понятие «информационный ресурс» не тождественно понятию «информация». Оно существенно уже и включает лишь только узко специальную информацию, необходимую для реализации функции управления.

Под управляющим ресурсом условимся понимать структурированную сигнальную комбинацию, переключающую состояния информационных ресурсов (например, режимы системы, уровни допусков, конфигурацию системы и т.д.).

Материальную основу информационного пространства ВМФ составляет информационная инфраструктура Главкомата, главным элементом которой является интегрированная автоматизированная система управления, реализующая полносвязный набор функциональных систем. Взаимосвязь определяющих терминов и понятий ЕИП представлена в таблице1.

Таблица 1.Основные термины и понятия ЕИП

Содержание понятия, обозначенного термином

Структурированное множество актуальных, согласованных и полных информационных ресурсов органов управления ВМФ всех уровней иерархии и управляемых объектов, и правил создания, представления и распространения этих ресурсов, а также непосредственного (прозрачного) доступа к ним должностных лиц в соответствии с их полномочиями.

Информационное поле ЕИП

Совокупность информационных ресурсов всех органов военного управления одного уровня иерархии по всем функциям управления.

Информационное поле функциональной структуры

Совокупность информационных ресурсов органов управления (ОВУ) всех уровней иерархии, предназначенных для реализации определенной функции управления.

Информационное поле организационной структуры

Совокупность информационных ресурсов одной организационной системы, необходимых для реализации всех ее функций управления.

Процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.

Структурированная единичная совокупность данных (в т.ч. отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем)), необходимых органу управления для реализации отдельной функции управления.

Организационная система ЕИП

Организованная совокупность информационных ресурсов одного типа органов управления и учреждений всех уровней иерархий для реализации всех функций управления.

Совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, обеспечивающих реализацию одной или нескольких функций управления

Совокупность методов, способов, приемов, средства обработки информации и регламентированного порядка их применения, направленные на удовлетворение информационных потребностей (ГОСТ 34.003 — 90 ).

Набор образов документов или записей данных в системе.

Совокупность данных (массива данных) различного вида и типа поступающих (исходящих) к (от) органа управления (элемента органа управления), необходимых для реализации функции управления.

Материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение

Единица обмена данными между программой и внешней памятью

Информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человеком

Поименованная совокупность однотипных (логически однородных), элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве

Совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ

Множество элементов данных, объединенных и упорядоченных одним из принятых способов

Логически интегрированный источник данных для систем поддержки принятия решений и для информационных систем командования.

Идентифицированная совокупность экземпляров описанного в программе типа данных, находящихся во внешней памяти и доступных программе посредством специальных операций

Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними

Это совокупность факторов и условий, определяющих состояние, положение, характер действия и боевые возможности своих сил, сил противника, местность и климат, гидрометеорологические условия в районах действия противоборствующих сторон.

Для обеспечения эффективного управления силами ВМФ в современных условиях ЕИП должно удовлетворять следующим основным требованиям:

любой информационный ресурс должен быть доступен любому должностному лицу системы управления в соответствии с профилем его полномочий;

информационный ресурс может быть представлен в любом воспринимаемом ЭВМ виде, способном нести информацию. Вид представления информации должностному лицу определяется пользователем;

качество информационного обслуживания (своевременность, полнота, форма представления и т.д.) должно обеспечивать требуемое качество управления;

должна обеспечиваться защита информационных и управляющих ресурсов от несанкционированного доступа, искажений и нестабильности технической и окружающей сред;

должна обеспечиваться независимость информационных и управляющих ресурсов от типа вычислительных платформ и разновидностей протоколов обработки и обмена;

СОДЕРЖАНИЕ

“Источником внешней угрозы информационной безопасности Российской Федерации является разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним”
(Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.).

Высокие темпы развития информационных систем различного назначения, компьютерных сетей типа Интернет и электронных СМИ привели на рубеже тысячелетий к формированию глобального информационного пространства. Наряду с сухопутным, морским, воздушным и космическим пространством, информационное пространство в армиях наиболее развитых стран стало активно использоваться для решения широкого круга военных задач.
Вследствие уязвимости информационно-коммуникационных систем к радиоэлектронным и программно-аппаратным воздействиям в мире возникло и стало быстро распространяться информационное оружие, обладающее трансграничными поражающими факторами, резко возросла роль информационной войны. Российская Федерация, стремительно продвигающаяся по пути информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, оказалась перед лицом новой серьезной угрозы, исходящей из глобального информационного пространства.
Чрезвычайная важность противодействия актам агрессивной информационной войны впервые была отмечена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. В ней определено, что одним из приоритетных направлений противодействия данной угрозе является решение задач “совершенствования приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника. Кроме того, в последнее время вследствие широкого применения в системах управления войсками и оружием компьютерной техники, этот перечень дополнился задачей защиты информационной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации от различного рода компьютерных атак.
Опыт вооруженных конфликтов последнего десятилетия, а также практика оперативной подготовки войск и штабов позволяют констатировать, что в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации сложилась цельная система деятельности, призванная обеспечить эффективное сдерживание, предотвращение и разрешение военных конфликтов в информационном пространстве.
Настоящие Концептуальные взгляды раскрывают основные принципы, правила и меры доверия, в соответствии с которыми Вооруженные Силы Российской Федерации используют глобальное информационное пространство для решения задач обороны и безопасности.

Читайте также:  Что лучше premiere pro или final cut

Для целей настоящего документа используются следующие основные термины и определения:
Военный конфликт в информационном пространстве — форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением информационного оружия.
Деятельность вооруженных сил в информационном пространстве – использование вооруженными силами информационных ресурсов для решения задач обороны и безопасности.
Информационная безопасность вооруженных сил — состояние защищенности информационных ресурсов вооруженных сил от воздействия информационного оружия.
Информационная война — противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.
Информационная инфраструктура — совокупность технических средств и систем формирования, создания, преобразования, передачи, использования и хранения информации.
Информационное оружие — информационные технологии, средства и методы, применяемые в целях ведения информационной войны.
Информационное пространство — сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию.
Информационные ресурсы — информационная инфраструктура, а также собственно информация и ее потоки.
Кризисная ситуация – этап эскалации конфликта, характеризующийся применением военной силы для его разрешения.
Международная информационная безопасность — состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве.
Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации – часть системы обеспечения национальной безопасности страны, предназначенная для реализации государственной политики в сфере информационной безопасности.

2 Принципы

Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве строится исходя из совокупности принципов: законности, приоритетности, комплексности, взаимодействия, сотрудничества, инновационности.

Соблюдение принципа законности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе своих действий в информационном пространстве неукоснительно руководствоваться нормами и принципами действующего российского законодательства, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.
В частности, в соответствии со ст.20 Военной доктрины Российской Федерации применение Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством. Так, решение на применение Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Данное положение следует распространить также и на применение Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве.
Что касается международного права, то Вооруженные Силы Российской Федерации применительно к особенностям военной деятельности в глобальном информационном пространстве руководствуются следующими его нормами и принципами:
уважение государственного суверенитета,
невмешательство во внутренние дела других государств,
неприменение силы и угрозы силой,
право на индивидуальную и коллективную самооборону.
Кроме того, Вооруженные Силы Российской Федерации руководствуются нормами международного гуманитарного права (ограничение неизбирательного применения информационного оружия; установление особой защиты для информационных объектов, являющихся потенциально опасными источниками техногенных катастроф; запрещение вероломных методов ведения информационной войны).

Соблюдение принципа приоритетности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе своей деятельности в информационном пространстве в первоочередном порядке стремиться к сбору актуальной и достоверной информации об угрозах, ее оперативной обработке, глубокому анализу и своевременной выработке мер защиты. Все это в совокупности создает благоприятные условия для эффективного управления войсками и оружием, поддержания необходимого морально-психологического состояния личного состава.
Принятие комплекса мер по защите информационных ресурсов, позволит в условиях информационной войны избежать дезориентации органов военного управления, дезорганизации системы управления войсками и оружием, катастрофического разрушения элементов тыловой и транспортной инфраструктуры, деморализации личного состава и населения в зоне военных действий. В современных условиях необходимость принятия данных мер в приоритетном порядке обуславливается, в том числе тем, что сейчас сотни миллионов человек (целые страны и континенты) вовлечены в единое глобальное информационное пространство, образованное Интернетом, электронными СМИ и системами мобильной связи.

Соблюдение принципа комплексности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе своей деятельности в информационном пространстве использовать все имеющиеся силы и средства для эффективного решения стоящих перед ними задач.
В целом деятельность в информационном пространстве включает мероприятия штабов и действия войск по разведке, оперативной маскировке, радиоэлектронной борьбе, связи, скрытому и автоматизированному управлению, информационной работе штабов, а также защите своих информационных систем от радиоэлектронных, компьютерных и иных воздействий.
Деятельность в информационном пространстве представляет собой согласованную единую систему, в которой каждый компонент выполняет свои задачи присущими ему способами и приемами, а с другой стороны, интегрируясь в единую систему, повышает возможности всей системы по достижению целей, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
В организации деятельности в информационном пространстве в мирное, в военное время, при подготовке и в ходе операций (боевых действий) принимают непосредственное участие командование и штабы всех уровней.
Каждый из этих органов управления в соответствии со своими функциями и ответственностью разрабатывает и планирует мероприятия и действия подчиненных войск, объединенные единым замыслом действий в информационном пространстве.

2.4 Взаимодействие

Соблюдение принципа взаимодействия требует от Минобороны России согласовывать свои действия в информационном пространстве с другими федеральными органами исполнительной власти.
Взаимодействие осуществляется в рамках системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, определенной Доктриной информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.).

Соблюдение принципа сотрудничества требует согласования усилий с дружественными государствами и международными организациями.
Основной целью развития сотрудничества на глобальном уровне является установление международно-правового режима, регулирующего, в том числе, военную деятельность государств в мировом информационном пространстве на основе принципов и норм международного права.
Развитие сотрудничества на региональном уровне преследует следующие цели: создание механизмов принятия эффективных коллективных действий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение применения информационно-телекоммуникационных технологий для угрозы миру и безопасности, осуществления актов агрессии урегулирование и разрешение международных споров и конфликтных ситуаций, связанных с враждебным использованием информационно-телекоммуникационных технологий, укрепление доверия в области использования информационных систем трансграничного характера и обеспечение безопасности использования единого информационного пространства.

Соблюдение принципа инновационности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации использовать для подготовки и осуществления деятельности в информационном пространстве наиболее передовые технологии, средства и методики, а также привлекать к решению задач по информационной безопасности высококвалифицированный личный состав.
Поэтому для разработки и производства таких средств и технологий может привлекаться научно-производственный потенциал наиболее передовых инновационных центров Российской Федерации, а сама разработка осуществляться в рамках государственных и ведомственных программ и НИОКР.
Подготовка специалистов в сфере организации и осуществления деятельности в информационном пространстве проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, для решения задач информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, специалисты, закончившие иные образовательные учреждения Российской Федерации.

В ходе своей деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации руководствуются совокупностью правил сдерживания, предотвращения и разрешения военных конфликтов в информационном пространстве

“Военная политика Российской Федерация направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов …” (Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г., ст.17)

Читайте также:  На какой базе айфон

Вооруженные Силы Российской Федерации в своей практической деятельности руководствуются следующими правилами сдерживания и предотвращения военных конфликтов в информационном пространстве:
1. Развивать систему обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенную для сдерживания и разрешения военных конфликтов в информационном пространстве.
2. Поддерживать силы и средства обеспечения информационной безопасности в постоянной готовности к отражению угроз военно-политического характера в информационном пространстве.
3. Налаживать сотрудничество на приоритетной основе со странами Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества, расширять круг государств-партнеров и развивать сотрудничество с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной информационной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права.
4. Стремиться к заключению под эгидой ООН договора об обеспечении международной информационной безопасности, распространяющего действие общепризнанных норм и принципов международного права на информационное пространство.
5. Принимать все возможные меры по раннему выявлению потенциальных военных конфликтов в информационном пространстве, а также разоблачению организаторов конфликта, подстрекателей и пособников.
6. Определять факторы возникновения и эскалации конфликта и устанавливать контроль над ними с тем, чтобы избежать возникновения чрезвычайных ситуаций.
7. Принимать первоочередные меры по противодействию развитию (консервации или обострению) конфликта и его переходу в такое состояние, которое значительно увеличивает цену урегулирования.
8. Принимать меры недопущения распространения конфликта на смежные сферы межгосударственных отношений, на урегулирование последствий которого потребуются дополнительные затраты и усилия.
9. Принимать меры по нейтрализации факторов, породивших конфликт, с тем, чтобы направить взаимодействие конфликтующих сторон в русло конструктивного сотрудничества.
10. Публично, объективно и своевременно разъяснять мировой общественности причины и истоки конфликта. Формирование необходимого общественного мнения подразумевает соответствующую его ориентацию и мобилизацию, позволяет создать в глобальном информационном пространстве климат, способствующий ограничению возможности совершения организаторами конфликта дальнейших эскалационных шагов.

“Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации”
(Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г., ст. 20)

Вооруженные Силы Российской Федерации руководствуются следующими правилами разрешения военных конфликтов в информационном пространстве:
1. Разрешение конфликтов в информационном пространстве осуществлять, в первую очередь, путем переговоров, примирения, обращения к Совету Безопасности ООН или к региональным органам, или соглашениям, или иными мирными средствами.
2. В случае усиления напряженности стремиться к недопущению перехода конфликта в крайние, разрушительные формы противоборства, и особенно те, которые могут привести к дестабилизации международной обстановки и возникновению кризисной ситуации.
3. В условиях эскалации конфликта в информационном пространстве и перехода его в кризисную фазу воспользоваться правом на индивидуальную или коллективную самооборону с применением любых избранных способов и средств, не противоречащих общепризнанным нормам и принципам международного права.
4. В интересах решения задач индивидуальной и коллективной самообороны определять необходимый потенциал ответных действий на основе национальных демократических процедур с учетом законных интересов обеспечения безопасности других государств, а также необходимости обеспечения международной информационной безопасности и стабильности.
5. В интересах индивидуальной и коллективной самообороны размещать свои силы и средства обеспечения информационной безопасности на территории других государств в соответствии с соглашениями, выработанными ими на добровольной основе в ходе переговоров, а также в соответствии с международным правом.
6. В ходе конфликта постоянно информировать отечественные и зарубежные СМИ о складывающейся ситуации и, опираясь на общественное мнение, эффективнее влиять на ее деэскалационное развитие и закрепление достигнутых результатов разрешения конфликтных противоречий.

Вооруженные Силы Российской Федерации будут стремиться к выработке мер укрепления доверия в области военного использования информационного пространства. В частности, к таким мерам относятся:
1. Обмен национальными концепциями обеспечения безопасности в информационном пространстве.
2. Оперативный обмен информацией о кризисных событиях и угрозах в информационном пространстве и принимаемых мерах в отношении их урегулирования и нейтрализации.
3. Консультации по вопросам деятельности в информационном пространстве, которая может вызывать озабоченность сторон, и сотрудничество в отношении урегулирования конфликтных ситуаций военного характера.

В современных условиях обороноспособность Российской Федерации существенно зависит от эффективности деятельности Вооруженных Сил в информационном пространстве и во многом определяется их возможностями по сдерживанию, предотвращению и разрешению конфликтов, возникающих в информационном пространстве.
Вооруженные Силы Российской Федерации планируют решать стоящие перед ними задачи обеспечения обороны и безопасности, опираясь на основополагающие принципы и правила деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве, а также меры доверия, изложенные в настоящих Концептуальных взглядах.
Реализуя настоящие Концептуальные взгляды, Вооруженные Силы Российской Федерации будет стремиться к максимальному использованию возможностей информационного пространства для укрепления обороноспособности государства, сдерживания и предотвращения военных конфликтов, развития военного сотрудничества, а также формирования системы международной информационной безопасности в интересах всего мирового сообщества.

Евгений МЕЙЧИК, начальник связи Вооруженных Сил РФ – заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Перспективы развития системы и войск связи

НАЧАЛО XXI ВЕКА охарактеризовалось переходом ведущих государств мира от вооруженных сил индустриальной эпохи к вооружен4 ным силам века информационного. Решающую роль в этом сыграли революционные изменения в области информационных и телекоммуни4 кационных технологий и микроэлектроники, наблюдавшиеся в последнюю четверть ХХ века. В мире произошел качественный скачок в совершенствовании средств обеспечения управления и обмена информацией, обусловленный развитием информационных и телеком4 муникационных технологий, совершенствованием средств связи, обработки, хранения и распределения информации.

Военное руководство ведущих зарубежных стран уделяет значительное внимание вопросам совершенствования систем и средств связи и методам их боевого применения как основе обеспечения эффективного и устойчивого функционирования автоматизированных систем управления войсками и оружием.

Оснащение армий экономически развитых стран новейшим вооружением и военной техникой существенно повысило роль систем военной связи и автоматизации управления войсками и оружием.

В современных условиях высокий уровень информационного обеспечения боевых действий войск (сил) становится определяющим фактором достижения стратегического и оперативно-тактического превосходства над противником.

После завершения «холодной войны» поиск приемлемых вариантов сосуществования суверенных государств в условиях многополярного мира продолжается. Эта неопределенность сделала мир особенно хрупким. В данных условиях требуется принимать нестандартные решения и быстро адаптироваться к новым вызовам и непредвиденным угрозам безопасности.

Существенную помощь при этом способны оказать информационные системы поддержки принятия решений. Построенные с использованием современных информационных технологий и на базе мощнейших вычислительных систем, они способны отслеживать события в мире, устанавливать взаимосвязи между ними на основе семантического анализа и своевременно информировать о возможных угрозах национальной безопасности, а своевременно полученная информация в новых условиях играет решающую роль.

Требуются существенные изменения

Решения по перспективному облику и оптимизации всей военной составляющей государства диктуют необходимость пересмотра взглядов на все элементы, обеспечивающие управление Вооруженными Силами РФ: систему связи, войска связи, развитие техники связи, военное образование и другие направления деятельности.

Сосредоточение основных усилий в военном строительстве на переход к вооруженным силам информационного века требует реформирования способов ведения боевых действий, а также организации информационной поддержки войск на поле боя.

Ведущими мировыми государствами в настоящее время осуществляется формирование глобальных информационных сетей военного назначения на основе имеющихся и разрабатываемых систем связи. Такие сети, построенные с использованием интернет-технологий, будут обладать высокой пропускной способностью, масштабностью, а также устойчивостью к внешним воздействиям.

В связи с этим принципы построения, состав, задачи и особенно техническое оснащение системы связи ВС РФ, основные направления совершенствования системы связи Вооруженных Сил РФ на современном этапе требуют коренного пересмотра и ускоренного перевооружения.

Читайте также:  Равные матрицы транспонированная матрица

Новые вызовы и угрозы безопасности России, объективно реализуемая оптимизация структуры и состава ВС РФ предопределяют необходимость совершенствования структуры управления группировками войск (сил), адаптации форм и способов их применения в современных условиях.

Генеральной линией строительства и совершенствования системы связи как части инфраструктуры управления ВС РФ становится переход к новой, более совершенной форме организации сетей связи путем цифровизации и интеграции их в единое информационное пространство ВС РФ.

Единое информационное пространство

В настоящее время Управлением начальника связи Вооруженных Сил РФ развернута активная работа по реализации концепции создания единого информационного пространства ВС РФ, что должно способствовать эффективному применению войск (сил) путем организации своевременного планирования и согласования их действий, обеспечения своевременной обратной связи с подчиненными соединениями, частями и подразделениями для получения сведений об их состоянии, положении и средствах, способствующих выполнению поставленных задач.

Положения концепции предполагают качественно новый уровень взаимодействия сил и средств, а именно:

  • значительное возрастание объемов информации;
  • повышение качества восприятия текущей обстановки;
  • улучшение качества взаимодействия разнородных сил, повышение степени согласованности и целенаправленности их действий, а также оперативности управления;
  • повышение эффективности применения сил и средств.

При этом фундаментом такой системы будет выступать глобальная (пространственно-разнесенная) ин-формационная сеть, создаваемая на базе имеющихся и перспективных сетей связи и передачи данных (на основе применения современных телекоммуникационных технологий) и обладающая высокими оперативно-техническими характеристиками. Такая сеть должна обеспечить непрерывный и единообразный обмен информацией для всех систем и средств, используемых в мирное время и при ведении боевых действий.

Другим важным направлением является обеспечение широкомасштабной автоматизации управления войсками во всех звеньях и создание средств, позволяющих формировать единую картину «поля боя» на основе получаемой от различных источников информации, доводить ее до руководства в удобном для принятия решения виде, а также обеспечивать планирование боевого применения войск (сил) и оружия в близком к реальному масштабу времени.

Доступность оперативной информации о текущей обстановке для всех звеньев управления будет приводить к появлению новых форм (способов) тактических действий войск (сил), функционирующих как единая пространственно-распределенная разведывательно-поражающая система.

В настоящее время система связи и комплексы средств автоматизации (КСА) являются основным средством и материально-технической основой управления Вооруженными Силами РФ, обеспечивающей обмен всеми видами информации в системах управления войсками и оружием.

Цели развития системы связи ВС РФ — создание в кратчайшие сроки взаимоувязанной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение соответствия требованиям управления Вооруженными Силами РФ в новых условиях военно-политической обстановки в мире.

Основное сосредоточение усилий по развитию системы связи ВС РФ будет направлено на ее перевод от технологий построения первичной и вторичных сетей связи к технологиям построения единой транспортной (стационарной и полевой) сети связи, сетей доступа и объектовых сетей пунктов управления ВС РФ.

В целом порядок реализации мероприятий развития системы и войск связи, КСА ВС РФ определен основными направлениями военно-технической политики Российской Федерации.

Достижение цели развития системы связи ВС РФ обеспечивается путем поэтапного решения следующих основных задач:

  • приведение системы связи в соответствие структуре системы управления и новому облику ВС РФ;
  • обеспечение упреждающей готовности системы связи по отношению к боевой готовности органов управления войсками (силами);
  • поддержание системы связи и КСА на необходимом уровне боевой и мобилизационной готовности;
  • создание и внедрение унифицированных цифровых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления, в том числе двойного назначения, т.е. телекоммуникационного оборудования, применяемого на сетях связи Единой сети электросвязи Россий ской Федерации (ЕСЭ РФ), котороепосле определенных доработок может быть использовано в войсках связи ВС РФ;
  • использование новых способов организации управления и связи, обеспечивающих высокую эффективность боевого применения существующих и создаваемых группировок войск (сил);
  • предоставление должностным лицам органов военного управления комплекса современных информационных и телекоммуникационных услуг;
  • интеграция систем (средств) информационного обеспечения в единые автоматизированные боевые системы управления;
  • обеспечение информационно-технологической совместимости существующих и разрабатываемых систем;
  • обеспечение межвидовой и межведомственной унификации и стандартизации базовых системных, программных и технических решений;
  • обеспечение информационной безопасности функционирования сетей связи;
  • создание единой правовой и материальной основы развития цифрового телекоммуникационного оборудования межвидового и межведомственного применения, включая технические средства образования цифровых каналов и тракты ЕСЭ РФ.

На решение этих задач направлен комплекс работ, организационно сгруппированных в целевые программы по развитию системы связи Вооруженных Сил РФ и опытно-конструкторские работы по созданию современных цифровых систем, комплексов и средств связи.

Реализация намеченных в программах мероприятий позволит уже в ближайшее время значительно ускорить темпы оснащения войск современной цифровой техникой связи и обеспечить взаимоувязанное развитие автоматизированных систем управления и систем телекоммуникаций для них.

Развитие системы связи ВС РФ будет осуществляться взаимоувязанным развертыванием средств космического, воздушного, морского и наземного базирования и создания на их основе сетей связи всех уровней военного управления, способных предоставлять всем участникам боевых действий межвидовых, разнородных объединенных группировок войск (сил) необходимую информацию.

Кроме того, планируется развертывание стационарной сети, основу которой должны составить автоматизированные цифровые сети связи общего пользования видов ВС РФ и родов войск, построенные на основе унифицированных телекоммуникационных технологий, объединенных единым управлением и обеспечивающих предоставление пользователям требуемых услуг заданного качества.

Необходимо особо отметить, что внедряемые и создаваемые современные средства связи и автоматизации управления по своим возможностям соответствуют передовым зарубежным образцам.

О перспективных разработках

В настоящее время можно выделить следующие основные направления разработок перспективных комплексов, средств связи и автоматизации управления:

  • расширение функциональных возможностей средств связи и автоматизации управления;
  • совершенствование архитектуры автоматизированных систем управления для реализации принципов распределенной обработки данных и ее согласование с общей структурой управления войсками;
  • стандартизация и унификация оборудования, информационного и программного обеспечения;
  • существенное расширение спектра услуг служб связи, особенно по передаче мультимедийной информации;
  • использование новых способов цифровой обработки сигналов и методов по-мехозащиты;
  • освоение новых участков диапазонов частот.

Указанные выше направления разработок уже находят свое практическое воплощение в новой технике связи и КСА.

Таким образом, сегодня имеются практически все необходимые предпосылки и созданы возможности по преобразованию системы связи и автоматизации в единое информационное пространство ВС РФ.

В заключении хотелось бы отметить, что основные направления развития военной системы связи, принципы оптимизации состава и оснащения войск связи новыми средствами, реализация выработанных направлений применения передовых технических решений и новых телекоммуникационных технологий в производстве средств и комплексов связи позволят обеспечить руководству Вооруженных Сил РФ возможность в реальном масштабе времени реагировать на изменения военно-политической и оперативно-стратегической обстановки, своевременно и с требуемой достоверностью доводить решения и приказы на применение ВС РФ и обеспечить эффективное управление группировками войск (сил) и взаимо действие с другими войсками и воинскими формированиями РФ.

МЕЙЧИК Евгений Робертович родился 21 июня 1950 г. в г. Москве. Окончил Московский электромеханический институт связи (1972 г.), Горьковское высшее военное командное училище связи (экстерном, 1974 г.), Военную академию связи (1981 г.), Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (1997 г.).

Проходил военную службу на различных должностях в Московском, Прикарпатском и Прибалтийском военных округах, Группе советских войск в Германии. С 2003 года – в Управлении начальника связи Вооруженных Сил Российской Федерации.

Генерал-лейтенант запаса (с 2007 г.). Приказом министра обороны РФ от 20 августа 2008 г. назначен начальником связи Вооруженных Сил РФ – заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный работник связи Российской Федерации. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени, «За военные заслуги», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и рядом других медалей

Ссылка на основную публикацию
Консольные команды для бателфилд 4
Встречаем и вновь возвращаемся в самый: динамический, красивый, технически богатый и самый заселённый мир с постоянно ведущимися боевыми действиями. Самый...
Как сделать чтобы флешка работала быстрее
Читайте как настроить оптимальную производительность внешнего диска или флешки и ускорить передачу данных на внешний носитель информации и чтение из...
Как сделать ярлык почты на рабочем столе
Хотите быстро писать письма друзьям? Часто пишите Email по работе? Тогда можно просто создать ярлык Email на Вашем рабочем столе...
Конструкция степлера канцелярского схема
Первые степлеры появились во Франции в XVIII веке, их специально изобрели для короля Людовика XV. Но в то время это...
Adblock detector