Конденсаторы мбм для звука

Конденсаторы мбм для звука

Уважаемые телезрители. Ниже рассмотрены общие сведения о применении в ламповых усилителях электрических конденсаторов. Использованы материалы статьи неизвестного автора в моей трансляции и редактуре. Исследовательская оценка результатов измерения искажений, вносимых в сигналы конденсаторами рассмотрен в материале, описанном ниже. По этому показателю выполнено сравнение нескольких наиболее распространенных типов конденсаторов. Статья создана неизвестным мне телезрителем, но местами обстоятельно, хотя использованы только конденсаторы, которые были в наличии. Конденсаторы имели разные емкости, поэтому исследование выполнено на разных частотах и напряжения на них подавались не совсем одинаковые. Понятно, что по-хорошему, нужно провести измерения в абсолютно одинаковых условиях: и частота, и напряжение должны быть одинаковыми. Кроме того измерять нужно на нескольких частотах и с разными напряжениями. Кроме того важна статистика, поэтому было взять по нескольку штук одинаковых конденсаторов. Следовательно, результаты измерения надо рассматривать как субъективную точку зрения. Однако, если установлено большое различие, то можно предположить, что какой-то из типов конденсаторов уступает в качестве. А вот если различие режимных характеристик маленькое, то вполне возможно и качество конденсаторов отличается не существенно. Измерения проведены только для коэффициента гармоник. Влияние проходных конденсаторов на звук оценивается через понятие линейности. Видимо если после конденсатора стоит резистор в десятки кОм, то нет никакой разницы между конденсатором с ESR=0,01 Ом и конденсатором с ESR=0,001 Ом! Эти доли Ома потеряются уже на фоне сопротивления выводов, пайки и дорожек. А вот если Кг усилителя наполовину состоит из Кг конденсатора, то это нехорошо. Результаты оказались довольно поучительными, найдены типы конденсаторов хорошие, плохие и ужасные. Измерения проведены по схеме, показанной на рисунке, без методических погрешностей.

Со звуковой карты подавалось синусоидальное напряжение амплитудой не более 2 вольт, резистор подбирался так, чтобы напряжение на конденсаторе было в пределах 2. 2,5 В амплитудного (примерно 1,5 вольта действующего) значения. Кроме напряжения на конденсаторе, измерялось и выходное напряжение звуковой карты, чтобы контролировать ее искажения. Из результата измерений видно, что искажения самой карты намного меньше, и не влияют на точность. Искажения карты вычитались из результатов. Вычитание выполнено корректно, через корень квадратный из разности квадратов амплитуд соответствующей гармоники.

Для того, чтобы показать точность измерений, показаны два спектра тока конденсатора. Дальше эти спектры обработаны для большей наглядности. В расчетах учитывались только гармоники, помехи не учитывались.

Еще один важный момент – особенности вычисления коэффициента гармоник Кг. Кроме получения результата по известной формуле, расположенной слева, проведено вычисление нормированного Кг к номеру гармоники k по формуле справа.

Этот способ нормирования придумали инженеры из лаборатории английской компании ВВС в 50-х годах ХХ века. И такой способ, когда напряжение гармоники умножается на квадрат ее номера, позволяет учесть ширину спектра гармоник. Зачем это нужно? А затем, что чем больше порядок нелинейности и шире спектр гармоник, тем хуже звук. Ниже на рисунке показан пример.

Все три варианта спектра искажений дают одинаковый Кг=0,1%. Но зеленый спектр содержит только две гармоники и на слух такие искажения заметны меньше. Красный спектр содержит гармоники вплоть до 10-й, и на слух самый плохой. А Кг у у всех трёх спектров одинаковый и не позволяет эти спектры различить. А нормированный К’г даст для этих спектров такие значения: 0,12%; 0,18% и 0,33%, вот такая разница. Это просто модификация обычного метода, но более совершенная. Если традиционный Кг позволяет учитывать только среднюю величину нелинейности передаточной характеристики, то нормированный позволяет учесть и порядок этой нелинейности. И, несмотря на то, что он очень далек от совершенства и не в полной мере соответствует слуховым ощущениям, он все же лучше, чем традиционный Кг. Иными словами обычный Кг меньше кореллирует с субъективными ощущениями, чем нормированный. В результатах измерений коэффициент гармоник нормирован ко второй гармонике и его физический смысл — показать среднюю нелинейность, учитывая, насколько высшие гармоники хуже второй.

Дальше будет видно, что у конденсаторов EPKOS и К73-16 коэффициент гармоник одинаков и равен 0,0017%. Значит ли это, что конденсаторы одинаковы? Очень может быть, что и нет. А вот если посмотреть на нормированные коэффициенты, то у EPKOSа К’г=0,0053%, а у К73-16 К’г=0,0091%. Т.е. отечественный лавсановый конденсатор имеет более широкий спектр гармоник и есть вероятность, что он хуже звучит, чем импортный полипропиленовый. Обычные Кг также приведены в таблицах. Ниже на рисунке показаны конденсаторы исследованных типов.

Конденсаторы керамические К10-17а и КМ-5, лавсановые пленочные К73-16 и К73-17, фторопластовый ФТ1 и полипропиленовые отечественные К78-2, К78-19 и импортный EPCOS. Марку конденсатора, расположенного в центре верхнего ряда я не знаю, скорее всего китайский. Есть подозрение, что это пленочный конденсатор. На самом деле темно-зеленого цвета, его будем называть Азиатским. На спектрограммах красный спектр — ток конденсатора, синий — выход звуковой карты.

1. Исследование спектрограммы тока керамического конденсатора К10-17а

Измеренные значения таковы: Кг = 0,83% , К’г = 2,2%. Страшно? Есть такое. Эти конденсаторы могут нравиться за хороший ТКЕ (температурный коэффициент емкости). Искажениями при этом лучше не интересоваться. А если глянуть, то станет ясно, всё очень плохо. Причем спектр гармоник очень широкий. Вывод: не использовать для звука.

2. Исследование спектрограммы тока керамического конденсатора КМ-5 [тип К10-73]

Измеренные значения таковы: Кг = 2,1% , К’г = 6,1%. Это вообще какой-то кошмар. Было подозрение, что это плохие конденсаторы, предполагал, что их искажения такие большие и могут быть даже с полпроцента. Но оказалось, что все намного-намного хуже. А если учесть, что их емкость очень сильно зависит от температуры, то результат очевиден. Обратите внимание — подключение этого конденсатора на выход звуковухи сразу создает ей целую кучу гармоник. Т.е. и выходное напряжение искажается из-за этого конденсатора. Вывод: держать такие конденсаторы подальше от звуковых схем. Не следует рекомендовать их и в цепях питания звуковых устройств.

Есть примечание. В разных совдеп-конденсаторах используется совершенно разная керамика. Если емкость маленькая, то керамика может быть довольно качественная, с хорошей линейностью и температурной стабильностью. Когда же нужно получить высокую емкость при малых габаритах, то нередко используют керамику плохого качества — и линейность очень плохая, и термостабильности никакой .При нагреве на 20 градусов емкость может измениться в 2. 3 раза. И еще и сегнетоэлектрический эффект может присутствовать — конденсатор работает и как пьезо-динамик и как пьезо-микрофон. Причем производитель не сообщает, в каком именно конденсаторе какая керамика. Желательно бы указывать типы керамики и типы диэлектрика. Тогда было бы понятнее — у конденсаторов этого типа емкость небольшая, зато стабильность и линейность хорошие, а у конденсаторов другого типа емкость высокая, но за счет качества. Почему, например конденсаторы К10-7а казались хорошими? У них большой корпус по сравнению с КМ-5 и хороший ТКЕ. Поэтому можно подумать, что этот большой корпус заполнен большим количеством качественной керамики. Но оказалось, что там керамика хоть и получше, чем у КМ-5, но, всё же, очень мала. Пример поломатых конденсаторов (каждый из них 0,1 мкФ) показан ниже.

Душераздирающее зрелище, в таком большом корпусе такой маленький кристалл. Теперь понятно, почему линей-ность плохая, стенки у корпуса толстые, а конденсатора внутри мало. А вот предположение, что больший по раз-мерам конденсатор (при той же ёмкости) может иметь более высокое рабочее напряжение, вполне разумно. Кри-сталл там побольше, вероятно из-за большей толщины диэлектрика.

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0017% , К’г = 0,0091%. Даже по картинке видно, что это совсем другое дело. Если бы не было «хвоста» из гармоник довольно высокого порядка, то результат оказался бы вовсе превосходным. Вывод: Использовать К73-16 для звука можно.

4. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора К73-17 (лавсан)

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0019% , К’г = 0,0074%. Есть интересная особенность. Обычный Кг у него выше, чем у предыдущего, а нормированный — меньше. Видимо это потому, что 3-я, 4-я и 5-я гармоники у него чуть-чуть выше, а зато 11-й нет совсем. Да и "нехорошие" 8-я и 9-я заметно меньше. Вывод: вполне вероятно, что конденсаторы "народного" типа чуть лучше, чем К73-16. И это несмотря на то, что конденсатор К73-16 военный (5-й приемки). Но может это случайность — разница ведь небольшая.

5. Исследование спектрограммы тока фторопластового конденсатора ФТ-1

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0023% , К’г = 0,0098%. Хороший конденсатор. У фторопласта есть ряд преимуществ (например, повышенная пропускаемая реактивная мощность на высокой частоте), но они максимально раскрываются в других местах, например при сравнительно больших токах в фильтрах акустических систем. Вывод: ФТ-1 приемлемый для звука тип конденсаторов.

6. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора К78-2 (полипропилен)

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0022% , К’г = 0,0064%. Получено пониженное значение нормированного коэффициента гармоник. По обычному Кг полипропилен несколько проигрывает конденсатору К73-16, но, сравнив спектры, можно понять, что использовать для оценки линейности именно нормированный коэффициент К’г – более корректно. Недостатком можно считать наличие 5-й гармоники, а более высоких нет. Вывод: очень линейный конденсатор, рекомендуется применять его в звуке.

7. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора К78-19 (полипропилен)

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0015% , К’г = 0,0049%. Та же картина, только немного лучше. Вывод: исследован самый линейный конденсатор в обзоре, в звуке использовать рекомендуется.

8. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора EPCOS (полипропилен)

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0017% , К’г = 0,0053%. Примечательно, что совдеп оказался даже лучше. Однако это установлено на пределе точности и на одной частоте. Откуда вылезла 11-я гармоника напряжения, и почему нет, соответствующей ей 11-й гармоники тока не ясно. Измерено несколько раз, в разных условиях — результат тот же. Вывод: не напрасно за EPCOS берут столько денег. Но хорошо бы внимательнее приглядеться в отечественному типу конденсаторов К78-19. Похоже, что он не уступает буржуйскому, а значительно дешевле.

Читайте также:  В какие сюжетные игры поиграть на пк

9. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора Азиат.

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0025% , К’г = 0,024%. В принципе неплохой, если бы не непонятно откуда взявшиеся "отдельно стоящие" 12-я, 14-я и 17-я гармоники. Хоть и маленькие, а есть. Их тут же уловил чуткий к таким безобразиям К’г, который сразу вырос из-за них в 10 раз. Вывод: конденсатор можно использовать для питания и для неответственных цепей. Например, в той же мультимедийной акустике (в усилителе).

10. Исследование спектрограммы тока импортного конденсатора типа CL21, позиционируемого как аналога для К73-17.

Выигрыш импортного аналога по сравнению с конденсаторами К73-17 в меньших габаритах. Напряжения от 100 вольт и выше.

Измеренные значения таковы: Кг = 0,0027% , К’г = 0,012%. Линейность похуже, чем у К73-16 и К73-17. Скорее всего, это расплата за меньшие габариты. Но в принципе неплохо. Вывод: конденсаторы CL21 можно использовать в звуке, но совдеп К73-17 лучше. Зато в цепях питания эти конденсаторы получаются выгоднее — при напряжениях выше 50 вольт К73-17 на 63 вольта уже использовать не стоит. А эти запросто пойдут и по габаритам будут меньше, значит на то же самое место можно поставить конденсатор большеё емкости.

Ниже показан простейший рейтинг конденсаторов по местам. Учитывая, что использовано два оценочных коэффициента, таблица результатов тоже двойная.

Любопытно, что в правой половине все первые места заняли полипропиленовые конденсаторы, которые и по субъективным оценкам всегда ставят на первое место. Значит ли это, что нормированный коэффициент гармоник К’г ближе к субъективным ощущениям? Выводы делайте самостоятельно.

Ниже рассмотрены результаты экспериментального исследования «аудиофильских» конденсаторов. Это довольно непростое дело — ведь некоторые считают, что самые лучшие конденсаторы это "Телефункен", добываемые из приемников, выпущеных в Германии в период с 1934 по 1944 года (т.е. при Гитлере бесноватом). Некоторые считают, что конденсаторы нужно мотать самому из серебряной фольги и "правильного" диэлектрика 13-го числа в новолуние, повернувшись лицом на юг. К сожалению, ни первых, ни вторых конденсаторов в распоряжении экспериментатора не оказалось. Поэтому имеем всего трёх претендентов:

Металлобумажные конденсаторы К42У-2 и их устаревший (зато хорошо "прогретый" за 30 лет) вариант МБМ. Считается, что бумага — очень хорошо "звучащий" диэлектрик, т.к. она изготовлена из живых существ и "откликается" на красивую музыку. Как откликается на музыку соседская собака — многие хорошо знают, а вот как откликается бумага – понять затруднительно. Тем не менее, считается, что бумажные конденсаторы для усилителей — это кошерно.

Полистирольные конденсаторы К71-7. Полистирол — очень удачный диэлектрик с хорошими свойствами. Большой плюс этих конденсаторов — низкий разброс емкости. Частенько он составляет всего лишь 0,5%. У металлобумажных соседей разброс емкости может достигать 10%, что намного хуже. Такие конденсаторы хорошо применять в генераторах и точных (сложных) фильтрах. Недостаток — большие габариты. Зато и качество конденсаторов — на высоте (результаты измерений это еще раз подтверждают).

При измерениях такого рода (практически на пределе точности измерительной системы) встает вопрос повторяемости результатов. Не секрет, что по истечении двух месяцев что-то в (домашних) условиях измерений могло произойти. И действительно изменилось. Повторение некоторых из прошлых опытов дало немного другие значения. Но отличие не велико, в третьей значащей цифре, так что новые результаты легко сравнимы с предыдущими. Поэтому если результаты для «аудиофильских» конденсаторов получились хуже — то это так и есть, измерения тут не при чём. В доказательство привожу результат сравнения конденсатора типа К73-16, исследованного в прошлом тесте и К42У-2 — нового участника. Эти измерения выполнены практически одновременно (с интервалом в 5 минут на перепайку конденсаторов и собственно измерение) и в абсолютно одинаковых условиях. На картинке видно разницу:

Тот же самый график, только рафинированный, показан ниже.

Можно предположить, что по линейности бумага похуже, чем лавсан.

1. Исследование спектрограммы тока металлобумажного конденсатора типа К42У-2

Измеренные значения таковы: Кг = 0.0023% , К’г = 0.0078%. Не очень плохо, но и не очень хорошо. Может где-то очень глубоко у конденсаторов типа К42У-2 есть своя изюминка, но по приборам её не видно. Вывод: разочарование «аудиофила» — ничего особенного и интересного не установлено.

2. Исследование спектрограммы тока металлобумажного конденсатора типа МБМ

Измеренные значения таковы: Кг = 0.0014% , К’г = 0.0067%. Несмотря на то, что спектр гармоник несколько шире, их амплитуда меньше, поэтому престарелый конденсатор оценен получше нового. Напоминаю, что исследовано по одному конденсатору каждого типа. А значит, экспериментатор не застрахован от неудачных экземпляров. Может это получилось потому, что за 30 лет "прогрева" токи полей Теслы через конденсатор были только в "правильном" направлении? Вывод: повторное разочарование «аудиофилов» конденсатор ничуть не лучше обыкновенного.

3. Исследование спектрограммы тока полистирольного конденсатора типа К71-7

Измеренные значения таковы: Кг = 0.0016% , К’г = 0.0061%. Совсем неплохо, и даже очень хорошо. Коэффициент гармоник Кг сформирован преимущественно третьей гармоникой. Спектр гармоник узкий, хвоста нету, что свидетельствует о хорошей линейности. Вывод: получено подтверждение очень хорошего качества при предельной точности номинала.

Рейтинг (обобщение). Виду явного преимущества полистирольного конденсатора среди «аудиофильских», сразу показана общая таблица результатов, включающая результаты предыдущего исследования.

Выводы по представленным сведениям по-прежнему предстоит делать читателям, информация к размышлению здесь безусловно есть.

А теперь продолжение тематики, но уже про керамические конденсаторы, самые "противные" из всех. Про них заранее ничего неизвестно — ведь конденсаторы одного и того же типа могут быть изготовлены из разной керамики с совершенно различными свойствами. Существует "закон рычага мироздания": выигрывая в одном, обычно проигрываешь в чём-то другом. В керамических конденсаторах выигрывая в размерах, проигрывают в термостабильности и линейности, т.к. в качестве диэлектрика используют сегнетокерамику. Причем по техническим условиям нормируется только ТКЕ (температурный коэффициент ёмкости), а вот линейность похоже никого не интересует. Распространено мнение, что термостабильные конденсаторы линейны, а вот нетермостабильные, — не очень. Судя по показаниям приборов это мнение очень легко может оказаться на помойке.

Есть промежуточные результаты, которые показывают, что и термостабильные керамические конденсаторы могут быть весьма и весьма нелинейными. Исследованию подлежит горсть керамических конденсаторов. Очень интересна попытка найти связь между линейностью конденсатора и остальными его свойствами. К сожалению, тип конденсаторов продолжает оставаться неизвестным (за исключением К10-17а), поэтому ниже показан их групповой портрет (рядом с каждым — порядковый номер, а конденсаторы одинаковой емкости разных типов имеют двойную нумерацию). Емкости от 750 пФ до 1 мкФ.

Результаты измерений вместе с картинками сведены в общую таблицу. Нужно помнить, что на фото в таблице масштаб не соблюден. Реальные размеры показаны на общем семейном фото.

Значения ТКЕ измерены не для всех конденсаторов, но и этих чисел достаточно для предварительных выводов. Знак "минус" означает, что с ростом температуры емкость уменьшается.

Выводы по керамике

1. Действительно, чем больше емкость конденсатора, заключенная в меньшие габариты, тем хуже линейность. Ниже на картинке показаны зависимости уровня искажений от емкости для конденсаторов К10-17а, имеющих корпуса практически одинаковых размеров:

2. Конденсаторы небольшой емкости (менее 5 нФ) имеют хорошую линейность. Причем их искажения (в пределах погрешности измерений) от емкости не зависят. Может быть там использован другой диэлектрик?

3. Конденсаторы в больших корпусах более линейны. Сравните 2-3 и 2-5 (именно они показаны в разломанном виде на фото вверху). Объем корпуса, а главное — объем "кристалла" в несколько раз больше, и искажения различаются более чем на порядок.

4. Конденсаторы разных типов имеют очень разные характеристики при одной и той же емкости. Ну это и так понятно, непонятно как нормировать процесс производства и прогнозировать получаемый результат. Зачем вообще выпускают их настолько разными?

5. Весьма любопытно, что же происходит с характеристиками линейности в SMD конденсаторах, которые еще меньше по размерам?

6. Распространённое мнение «чем лучше ТКЕ, тем лучше линейность» в общем случае подтверждается, но не вполне однозначно. Где-то так, а где-то и наоборот. По-видимому, многое зависит от свойств диэлектрика, причем если ТКЕ нормируется производителями и ТУ, то линейность — нет. Но чтобы хорошенько разобраться в вопросе, нужно провести много экспериментов с конденсаторами разных групп ТКЕ, а это пока не представляется возможным.

7. Качество звучания усилителя с разделительными керамическими конденсаторами большой емкости будет испорчено.

Что же делать? По возможности меньше пользоваться керамическими конденсаторами в тракте сигнала, да и в цепях питания. Плёночные конденсаторы объективно лучше. Если же пользоваться керамикой, то не гнаться за миниатюрностью. С другой стороны, не нужно впадать в крайности и использовать здоровенные высоковольтные конденсаторы, должна быть обоснованная разумность. Огромные конденсаторы могут быть сделаны из специальной керамики, которая может оказаться еще хуже "обыкновенной". Конденсаторы малой емкости ( Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Технологии
  2. Хитрости
  3. Звук раздетого конденсатора и ламповые усилители – Часть 2

Поддельные импортные конденсаторы бумага в масле

В мои к42 налили масло, есть один разгерметизированный — из него течет масло. Наверное, на некоторых заводах на масле экономили или рацпредложение какое внедрили. У нас любили тогда рацухи писать. Например, закладывали крепеж в 2-3 кратном размере, а потом писали рацпредложения по его сокращению (это у нас, на автомобилях). Ну а на заводе по изготовлению конденсаторов экономили на масле, заменяя его на всякую гадость, крепежа то там не было — на чем еще экономить?

BertieWooster = На Западе очень любят выдавать наши сухие металлизированные конденсаторы за полноценные PIO. Внешне похожи, а ТУ на кириллице кто читать будет. Даже матерый дядька Troels Gravesen попался на эту удочку. Писал я ему, не поверил мне. Дескать, купил у известной фирмы. PIO — это «Папир ин ойл», то есть бумага в масле, а фольга там или нет, сие не определяет. Главное, чтобы масло было, а в металлизированных масло встречается часто. Опять же, под "маслом" буржуи понимают любую дрянь, которая может встречаться в конденсаторах, например — вазелин и т.п. То есть, если рулон хоть чем-нибудь пропитан – всё это они считают "маслом".

Читайте также:  Чем отличается ps3 от ps3 slim

МБГО и МБГП без корпуса

Aovox = Конденсаторы МБГО, ОМБГ и МБГП играют практически одинаково и всегда лучше, если вытащить их из корпуса и припаять нормальные выводы. Советую проверить лично. В моей практике около 4000 штук было раздето и вставлено в колонки и усилители и все это прекрасно продавалось и работает до сих пор. Прошло 20 лет. делайте выводы.

Пробовали отматывать, но МБГО отматываются очень плохо, и ломаются, к40у9 лучше. Грибанов Юра отматывал, когда фильтры АС сводил. В ламповых усилителях емкости отматывать не доводилось. В испытаниях конденсаторов на звук участвовало человек 20 точно. Так что советую, но не МБГЧ, хоть их многие хвалят (у нас тогда они реально были хуже МБГО). Просто если аппарат делать, то желательно, чтобы его кто-то смог повторить, тогда это полезно.

Либо как делает Аббасс, хоть и уникальные у него детали, но какая ни какая серия все же получается. Можно либо повторить, и получить суперский ЦАП или клок, как у него, либо если лениво делать — просто купить у него готовый.

А одноламповый усилитель на 6п9 как раз штука повторяемая и заведомо хорошо и грающая. При желании можно и для наушников и просто для тихой музыки его делать серийно и с хорошим качеством, плюс реально не дорого. На конденсаторах МБГО, например, вместо блек гейтов.

Внутри МБГО стоят тонюсенькие луженые проводки, которые портят всю картину, плюс подпайка высокотемпературным припоем к штырю, штырь из железа, а с другой стороны штыря, с наружной — лепесток уже медный. Вот и имеем в НЕ раздетом МБГО на пути сигнала кучу непонятных переходов из говняных для звука материалов, а не из меди. Переходы получаются: Напыленная на сторону из мягкого металла поверхность + луженый проводник + припой + штырек из железа + припой высокотемпературный + лепесток из меди + припой + ваш проводник Х 2 = 16 переходов в одном МБГО вместо возможных шести в раздетом виде.

Герметик называется ВГО им военные платы заливают на «Полюсе», а резиновая трубка это силикон с Митинского рынка. По звуку лучшие провода из серийных (для подпайки выводов МБГО и монтажа сигнальных цепей) — однопроволочный медный МС, не посеребренный в черной фторопластовой изоляции диаметр 0,35. Сама жила при заливке фторопластом темнеет от температуры и окисленная под изоляцией. Вот этот провод МС переигрывает большинство любых проводов, а причину этого я не знаю.

Утечка раздетых конденсаторов

Спасибо, буду думать, но чисто интуитивно у меня рука не поднимается на раздевание. Потом опять же мнение Владимира, который подтвердил, что раздетые конденсаторы — текут. И еще — одно дело текущие конденсаторы в фильтрах акустики и немного другое — текущие межкаскадные, согласитесь. Штырек не из железа, проверил. Серийными проводами я не пользуюсь, делаю свои. Но все равно спасибо за информацию, приму к сведению.

Aovox = Их без разбора по утечке тогда ставили в основном в сеточные цепи и все работало. В том числе в сетку лампы 6н23п входного каскада корректора с чувствительностью 0,2 мВ МС головки. Проблем не помню. Если бы хоть один аппарат загорелся хай был бы на весь интернет, уж поверьте. У корректоров тогда были случаи перегорания силовиков т.к. их намотали раком, про эти отказы знают абсолютно все, кто тогда их покупал. Про отказы по вине утечки я не слышал. Про отказы ламповых усилителей на EL-34 я тоже НИ РАЗУ не слышал, хотя их делали с МБГО по 16 штук раздетых в каждом в аппарате. Продали штук 150, а покупатели в основном из нашей тусовки были — любители рус хай энда, типа Два Товарища, НЭМ-а Сергея Рубцова, Стародубцева, Нэкста того-же где Женя Комиссаров, в общем все свои, в кругу которых косяки становятся известны мгновенно.

Вы отбросьте теоретические предрассудки и возьмите два МБГО одинаковых, один разденьте и не припаивая выводы просто прислоните одножильный провод и изолентой замотайте, а второй возьмите нормальный и в сетку лампы 6п9 их по очереди поставьте и включите, поделитесь впечатлениями, как оно играет. А потом то же самое для сглаживания анодного, звук от раздетого и не раздетого, если металлобумажный раздетый конденсатор поставить в питание вместо электролита. Реально ли изменился и насколько, по сравнению с самым козырным и дорогим фирменным электролитом.

Кстати очень интересно — как они по направлению сработают, именно в сеточной цепи и в фильтре анодного. Только для этого сначала провод по направлению нужно отслушать и потом к емкости в четырех вариантах примотать: Два провода по направлению от конденсатора к схеме, оба по направлению к конденсатору и два варианта, проводов в одном направлении, перевернув емкость относительно их началом намотки. Вот если такой эксперимент Вы сделаете и опишите, то этот опыт будет намного ценнее перебора разных емкостей. Я, например, однозначно на него бы потом опирался при сборке и серийном выпуске аппаратов.

BertieWooster = Возвращаясь к теме конденсаторов МБГО. Вчера разбирал пусковой МБГЧ1. Металлизированная бумага (как и ожидалось, впрочем) + пропитка техническим вазелином. Эти не «Брют».

Очевидно бывает по-разному, в зависимости от года выпуска и изготовителя. Ну и названия, этот МБГЧ1 с вазелином, а другой просто МБГЧ без "1" — с маслом. Все может быть, Россия — это не Германия, у нас люди творческие, вазелин закончился — нальют масла. И наоборот. Подготовил 4 конденсатора МБГО для сеточного смещения. Вообще то МБГО многие ругают. Ну так их надо готовить, прежде чем применять в ламповом усилителе. Как, впрочем, и другие компоненты, те же резисторы ВС, которые я применяю. Небольшая и не сложная подготовка имеет результат – конденсаторы МБГО вполне можно применять.

Низковольтные бумажные конденсаторы КБМ-31

Скажите, кому приходилось иметь дело с бумажным конденсатором КБМ-31 4 мкФ на 50 В? Они ставились в самолеты в качестве помехоподавляющих и уникальны тем, что изначально рассчитаны на низкое напряжение 50 В. Хочу их попробовать в П-фильтр смещения с подземного резистора в роли первого конденсатора. А вторым – 40 мкФ на 160 В, типа МБГО. Между ними резистор порядка 1-5 кОм. Что скажите про КБМ-31? Конденсатор герметичный, бумага/масло. Как его помехоподавляющая способность может сказаться на звуке — позитивно или негативно? В принципе конечно можно в один канал поставить КБМ-31, в другой МБГО и послушать. Но может кто сталкивался с КБМ-31.

Aovox = Я бы для начала сравнил как играет конденсатор КБМ-31 х 4мкф в сравнении с МБГО х 4 мкф 160 В. Я пробовал точно помню, но это было 20 лет назад, тогда запомнилось, что МБГО всех уделал. Это точно, и МБГП был на его уровне. Они тогда сыграли лучше фольговых, а про причины я тогда не задумывался. Преимущество в звуке у МБГО тогда установили, как факт и потом наверно тысяч пять раздели и применили в серийных колонках и усилителях. Ни одного отказа из-за утечки на моей памяти не было, хотя было сделано всего около 300 шт. ламповых усилителей и корректоров, и штук 500 — 800 колонок и все продалось за года два.

BertieWooster = Конкретно их не сравнивал, но вообще бумажные звучат мягче, чем металлобумажные. На мой слух, лучше. Сравнение было какого-то Боша МБМ с Дженсеном медь в масле.

Проблемы бумажных конденсаторов на малых напряжениях

BertieWooster = Помнится, что наши бумажные и конденсаторы МБМ вообще неустойчивы на малых напряжениях. У них неважная конструкция контакта обкладки и вывода. При эксплуатации некоторых типов однослойных металлобумажных, металлопленочных и лакопленочных конденсаторов при низких напряжениях (менее 10 В) наблюдается нестабильность сопротивления изоляции, которое может снижаться до очень малых значений (единиц мегаом). У некоторых типов бумажных и пленочных конденсаторов (БМ-1, БМТ-1, ПМ-1, ФТ и др.) с вкладными контактами при малых напряжениях (особенно менее 1 В) появляется неустойчивый внутренний контакт между обкладками и выводами, а также возрастание тангенса угла потерь из-за образования окисной пленки. При включении указанных конденсаторов под напряжение более 30 В их параметры практически восстанавливаются.

К сожалению, особого выхода нет, пленку я не люблю, а бумага бывает минимум на 160 вольт и как исключение КБМ-31 с их рабочим напряжением 50 Вольт. А про электролиты я и вспоминать не хочу, ну не нравятся они мне. Вроде бы были неплохие отзывы про поликарбонатные, их есть у меня, надо будет опробовать, а вдруг. Они, кстати на низкие напряжения, но все равно на 50-63 Вольта. Думаю, что опасность сильно преувеличена, у меня несколько ламповых усилителей имеют в смещении конденсаторы на 160 вольт – и все хорошо работают.

Прибор для измерения ЕСР конденсаторов имеет напряжение 6 вольт и прекрасно справляется с измерениями — а это говорит о том, что на 6 вольтах конденсаторы работают нормально. А мерил я этим прибором и 1000 вольтовые конденсаторы — все измеряется. ЕСР и емкость показываются точно.

Читайте также:  Материнская плата gigabyte ga ma74gmt s2

Aovox = Можно источник смещения сделать напряжением 50-70 вольт, а необходимые несколько вольт получить делителем из двух резисторов, это если бумажные конденсаторы при низких напряжениях будут выкаблучиваться, в чем я не уверен. Вот поле для экспериментов! Кстати! тогда и кенотрон для выпрямления напряжения смещения можно поставить.

Про поляризацию конденсаторов где-то что-то писалось, по моему в колонках два электролита плюсами внутрь и поляризующее напряжение к ним, тогда такой "неполярный" конденсатор типа — хорошо играет, в каких-то фирменных колонках было. Это насчет улучшения звучания конденсаторов при приложении напряжения поляризации близкого к рабочему. Тоже стоит наверно попробовать, но не с электролитами, а с МБГО.

Народ любит всякие "миксы", типа электролит, а ему в параллель пара пленочных конденсаторов разного номинала. Я имел ввиду соединение двух одинаковых конденсаторов для удвоения номинала. Соединение разнородных по звуку одного "подвида" или шунтирование электролита плёнкой — это немного другая тема.

В природе двух одинаковых конденсаторов не бывает. Это только маркировка у них одинаковая. На заводе тоже берут два конденсатора, например, по 0,5 мкФ на 500 В, соединяют последовательно и получают один 0,25 мкФ на 1000 В. У меня также получается, что крайне неудобно, для меня лучше бы было наоборот — чтобы было 1 мкФ на 250 В — но не выход.

С твёрдым диэлектриком

Радиоприёмная и телевизионная аппаратура

К основным параметрам конденсатора является емкость, т.е. способность конденсатора накапливать электрический заряд.
Далее идет плотность энергии, в основном применяется к электролитическим конденсаторам. Этот параметр важен при использовании конденсатора как накопителя энергии и последующей ее мгновенной отдачей, например накопительные конденсаторы фотовспышки.
Номинальное напряжение — параметр описывающий при каком напряжении конденсатор может эксплуатироваться непрерывно, круглосуточно. Превышение этого параметра ведет пробою диэлектрика и выходу конденсатора из строя. Для многих типов конденсаторов с увеличением температуры допустимое напряжение снижается, что связано с увеличением тепловой скорости движения носителей заряда и, соответственно, снижению требований для образования электрического пробоя.
Кроме этого у электролитических конденсаторов существует полярность, поскольку конструктивно выполнены на основе химических элементов, при смене полярности которые разрушаются и приводят к закипанию электролита, пары которого приводят к взрыву конденсатора.
Эквивалентная схема конденсатора пиведена ниже и на ней видно, что у конденсатора есть еще "дополнительные" элементы:

R1 — электрическое сопротивление изоляции конденсатора, отвечающий за ток утечки — чем выше сопротивление R1, тем меньше ток утечки.
R2 — эквивалентное последовательное сопротивление (ЭПС (англ. ESR), внутреннее сопротивление) обусловлено главным образом электрическим сопротивлением материала обкладок и выводов конденсатора и контакта(-ов) между ними, а также потерями в диэлектрике. Обычно ЭПС возрастает с увеличением частоты тока, протекающего через конденсатор, вследствие поверхностного эффекта.
L1 — эквивалентная последовательная индуктивность обусловлена, в основном, собственной индуктивностью обкладок и выводов конденсатора.
С1 — собственно сама емоксть конденсатора.
Так же у конденсаторов есть еще параметры, за которыми следует приглядывать, поскольку "забывчивость" на этот счет может привести к весьма не приятным эффектам. Особое внимание следует уделять при проектировании частото заивимых цепей температурному коэффициенту ёмкости (ТКЕ). ТКЕ — относительное изменение ёмкости при изменении температуры окружающей среды на один градус Цельсия (кельвин). При использовании конденсаторов с высоким ТКЕ в эквалайзерах частотный диапаозн регулировко будет изменяться в зависимости от окружающей температуры, а так же от внутреней температуры. Например эквалайзер устноавлен сверху усилителя мощности. Зимой, впрохладной квартире в момент включения частотный диапазон будет смещен в область НЧ, но по мере прогрева диапазон будет перемещаться в область ВЧ. На слух такое измение возможно и будет не замечено, однако при использовании эквалайзера для редактирования музыкальных фонограмм возможны недоразумения.
Диэлектрическая абсорбция — появление напряжения на обкладках конденсатора после быстрого разряда и снятия нагрузки. Эффект можно наблюдать практически на всех типах диэлектриков. В электролитических конденсаторах он особенно ярок и является следствием химических реакций между электролитом и обкладками. У конденсаторов с твердым диэлектриком (например, керамических и слюдяных) эффект связан с остаточной поляризацией диэлектрика. Наименьшим диэлектрическим поглощением обладают конденсаторы с неполярными диэлектриками: тефлон (фторопласт), полистирол, полипропилен и т.п.
Многие керамические материалы обладают пьезоэффектом — способностью генерировать разность потенциалов при механических деформациях. Диэлектрики некоторых керамических конденсаторов также могут обладать таким свойством. Обычно это проявляется в возникновении помех в электрических цепях вследствие шума или вибрации, поэтому этот эффект довольно часто называют "микрофонным".
Конденсаторы технологически отличаются друг от друга использумемыми при их производстве материалами все параметры в разных конденсаторах будут проявляться по разному, а поскольку целью статьи является ознакомление с элементной базой, то наиболее интересными будут свойства конденсаторов, которые применяются в звукотехнике.
НЕПОЛЯРНЫЕ КОНДЕНСАТОРЫ
Неполярные конденсаторы в усилителях мощности используются весьма интенсивно, причем используются не только для накопления энергии.
Основных сфер использования конденсаторов в усилителях несколько:
— фильтрация напряжения питания, где как раз и используется свойство конденсатора накапливать и отдавать энергию;
— отсекание постоянного напряжения в трактах усиления, в которых используется перезарядка конденсатора переменным напряжением;
— частотозависимые параметры, позволяющие изменять коф усиления каскада в зависимости от частоты проходящего сигнала.
О последнем использования стоит поговорить более подробно. Дело в том, что кроме перечисленных выше параметров у конденсатора есть еще один — реактивное сопротивление. Этот параметр основан на скорости заряда-разряда конденсатора, которая определяет через какой промежуток времени конденсатор будет полностью заряжен или полностью заряжен. При подаче переменного напряжение скорость перезаряда будет определять на сколько процентов успел зарядится-разрядится конденсатор, а это зависит от емкости конденсатора и от подаваемой частоты.
Для наглядности обратимся к схеме:

Здесь V1 является генератором прямоугольных импульсов с длительностью 1 мС (1000 Гц) и амплитудой 10 В.
На левом выводе конденсатора С1 присутствуют эти самые импульсы:

По мере заряда конденсатора C1 напряжение на резисторе R1 уменьшается, поскольку через конденсатор перестает протекать ток:

Кроме этого, в момент окончания импульса (на 0,5 мС) конденсатор начинает разряжаться, поскольку напряжение на генераторе равно нулю, а R1 не имеет источника ЭДС. Это означает, что ток меняет свое направление на противоположное, т.е. на верхнем выводе R1 появляется отрицательное напряжение и оно присутствует до тех пор пока конденсатор не разрядится.
Но разрядится полностью он не успевает — снова появляется импульс на генераторе (1 мС), ток через С1 снова меняет свое направление и на R1 появляется положительное напряжение. Однако его величина уже меньше, чем в момент поялвения первого импульса — сказывается остаточный заряд в конденсаторе.
По мере заряда конденсатора напряжение на R1 начинает уменьшаться, но до нуля не успевает дойти — импульс снова исчезает ( 1,5 мС) и конденсатор начинает разряжаться, т.е. процесс начинает повторяться с спотепенным выравниванием положительного и отрицательного напряжений на R1 и буквально через 3-4 такта генератора напряжение на R1 будет полноценным переменным, т.е. положительное напряжение будет достигать 7,5 В и отрицательное напряжение будет достигать 7,5 В:

Кроме того, что на R1 теперь приходит переменное напряжение его стало меньше — форма напряжение отличается от изначальной прямоугольной довольно сильно, следовательно С1имеет какое то сопротивление, но конденсатор по определению не может иметь сопротивления, поскольку между обкладками конденсатора находится изолятор. Именно поэтому этот эквивалент конденсатора называют реактивным сопротивлением.
Для уточнения правоты утверждения, что конденсатор выступает вроли сопротивление увеличим его емоксть в 10 раз, т.е. используем конденсатора на 470 нФ:

Из рисунка видно, что напряжение на R1 приобрело более прямоугольную форму, т.е. очевидно, что действующее напряжение, приложенное к R1 возросло, слдеовательно реактивное сопротивление С1 уменьшилось.
Тепреь изменим генерируемую генератором частоту, чтобы убедится, чтореактивное сопротивление зависит и от емкости конденсатора и от частоты. После уменьшения частоты в 10 раз прилагаемое к R1 напряжение приобретает вид:

Рисунок один в один повторяет тот, который был при емкости в 47 нФ и частоте 1 кГц, только теперь частота 100 Гц, а емкость 470 нФ. Это подтверждает, что реактивное сопротивление конденсатора зависит и от частоты и от емкости самого конденсатора.
Само сопротивление расчитывается по формуле:

где F — частота в Герцах, С — емкость в Фаррадах.
Используя эту формулу можно достаточно просто определить на какой частоте что будет происходить в частотозависимых цепях, а так же определить необходимый номинал разделительных конденсаторов, но это вопросы схемотехники, здесь же знакомство с самими компонентами, поэтому вернемся к конеднсаторам.
Поскольку у конденсатора кроме полезных параметров есть еще и вредные не трудно сделать вывод, что проходя через конденсатор переменное напряжение будет искажаться. Величины искажений каждого типа конденсаторов различны, отсюда и пошло определение "звуковые конденсаторы", вносящие миимальные искажения в сигнал и остальные, пригодные для шунтирования питания.
Для проверки конденсаторов использовалась следующая схема:

Со звуковой карты подавалось синусоидальное напряжение максимальной амплитуды (2В эфф.), резистор подбирался так, чтобы напряжение на конденсаторе было в пределах 2. 2,5 В амплитудного (т.е. примерно 1,5 вольта действующего) значения. Кроме напряжения на конденсаторе, измерялось и выходное напряжение звуковой карты, чтобы контролировать ее искажения. Из измерений видно, что искажения самой карты намного меньше, и не влияют на точность (искажения карты вычитались из результатов, вычитание было абсолютно правильным: корень квадратный из разности квадратов амплитуд соответствующей гармоники).

В результате тестов было выяснено, что минимальные искажения вносят конденсаторы МБМ, а максимальные многослойная керамика КМ-5, остальные "кандидаты" расположились следующим образом:

Ссылка на основную публикацию
Как сделать чтобы флешка работала быстрее
Читайте как настроить оптимальную производительность внешнего диска или флешки и ускорить передачу данных на внешний носитель информации и чтение из...
Как изменить учетную запись в аутлуке
После установки учетной записи в программе Microsoft Outlook, иногда требуется дополнительная настройка отдельных параметров. Также, бывают случаи, когда поставщик почтовых...
Как изменить ттл на компьютере
TTL (Time To Live) — это значение времени, на протяжении которого пакет с данными блуждает по сети со способностью передачи...
Как сделать ярлык почты на рабочем столе
Хотите быстро писать письма друзьям? Часто пишите Email по работе? Тогда можно просто создать ярлык Email на Вашем рабочем столе...
Adblock detector