Плавучий космодром морской старт

Плавучий космодром морской старт

Проект "Морской старт"

Проект «Морской старт» был разработан в начале 1990-х годов, когда планы по развертыванию коммерческих спутников приобрели глобальный масштаб. Идея заключалась в том, чтобы создать плавучий ракетно-космический комплекс, уникальные характеристики которого гарантируют спутниковым операторам многочисленные преимущества (в том числе, значительное увеличение массы отправляемой на Орбиту полезной нагрузки) — благодаря запускам космических аппаратов прямиком из экваториальных вод Тихого Океана (зона самых благоприятных условий для запусков) и доставке ракет-носителей к экватору по морю.

Для создания такого уникального ракетно-космического комплекса был привлечен инженерно-технический потенциал ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, таких как американский Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Именно эти предприятия стали учредителями проекта «Морской старт» (Sea Launch), который был официально запущен в 1995 году.

К марту 1998 года завершилось строительство специального Базового Порта в США (Калифорния, Лонг Бич), а также строительство передвижной стартовой платформы «ODYSSEY» и сборочно-командного судна «SEA LAUNCH COMMANDER».

До 2014 года по программе «Морской старт» было совершено более 30-ти успешных запусков космических аппаратов (в том числе, и тяжелых), более 150 000 килограмм полезного груза было отправлено на Орбиту. В рамках проекта был приобретен колоссальный опыт оказания высококачественных услуг по всему циклу подготовительных и пусковых работ, по организации и проведению всех необходимых операций с космическим аппаратом, включая доставку, транспортировку, испытания, интеграцию и запуск.

По ряду причин в 2014 году пусковая деятельность «Морского старта» была приостановлена. До 2016 года велись переговоры о продаже проекта, а также были предприняты меры по урегулированию юридических и материальных вопросов. В сентябре того же года владельцем ракетно-космического комплекса «Морской старт» стала группа компаний S7. Пусковая деятельность комплекса будет осуществляться компанией S7 Space.

Несмотря на продажу проекта, РКК "Энергия" сохранит свое участие в "Морском старте», о чем говорят принятые с S7 Space соглашения. Также известно, что партнерами S7 Space по запускам с «Морского старта» станут «Роскосмос» и «Южмаш». Руководство проектом будет осуществляться из Москвы, тем не менее, с целью успешного ведения международного бизнеса была создана дочерняя компания S7 Sea Launch Limited, базирующаяся в США.

Для решения задач по возобновлению пусковой деятельности ракетно-космического комплекса «Морской старт» и его «расконсервации» был организован постоянный штаб S7 Space в Базовом Порту Лонг-Бич. По последним оценкам группы мониторинга, комплекс будет готов к эксплуатации уже в 2018 году.

РКК "Морской старт"

ОПИСАНИЕ

Ракета космического назначения (РКН) «Зенит-3SL» среднего класса, способная выводить полезную нагрузку массой более 6000 кг на орбиты, переходные к геостационарным

В качестве топлива для данной РКН используются экологически чистые компоненты: жидкий кислород (окислитель) и кер. Подробнее

ОПИСАНИЕ

Ракета космического назначения (РКН) «Зенит-3SL» среднего класса, способная выводить полезную нагрузку массой более 6000 кг на орбиты, переходные к геостационарным

В качестве топлива для данной РКН используются экологически чистые компоненты: жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее).

На I ступень РКН устанавливаются маршевые двигатели РД-171М (производства АО «НПО Энергомаш»), которые является самым мощным в мире жидкостным ракетным двигателем.

В роли III ступени выступает разгонный блок ДМ-SL, также работающий на экологически чистых компонентах топлива.

ОПИСАНИЕ

Стартовая платформа "Odyssey"

Стартовая платформа является чрезвычайно устойчивой платформой, с которой должны выполняться операции пуска. Стартовая платформа движется на паре больших понтонов. Она является самодвижущейся посредством четырёхвинтовой двигательной установки (по два винта в каждом корпусе).

ОПИСАНИЕ

Стартовая платформа "Odyssey"

Стартовая платформа является чрезвычайно устойчивой платформой, с которой должны выполняться операции пуска. Стартовая платформа движется на паре больших понтонов. Она является самодвижущейся посредством четырёхвинтовой двигательной установки (по два винта в каждом корпусе).

Каждый винт приводится в движение сдвоенными электродвигателями постоянного тока мощностью по 3000 л.с.

Как только достигнуто местоположение пуска, эти понтоны погружаются до глубины 21,5 м (70,5 футов) для достижения устойчивой позиции пуска, при которой обеспечивается горизонтальность платформы с точностью в пределах приблизительно одного градуса.

Читайте также:  Дом ру пишет нет сигнала

Балластировочные баки расположены в понтонах и в нижней части колонн. Шесть балластировочных насосов, по три на каждом понтоне, обслуживают эти баки. Общая длина понтонов Стартовой платформы приблизительно 133 м (436 футов), а размеры стартовой платформы равны 78 х 66,8 м (256 х 219 футов). Её общее водоизмещение во время перехода равно приблизительно 24400 тонн (26900 коротких тонн).

Стартовая платформа имеет все необходимые системы для подъёма интегрированной ракеты-носителя в положение для пуска, для заправки ракеты-носителя, и для проведения операций пуска.

Стартовая платформа транспортирует интегрированную ракету-носитель в горизонтальном положении до стартовой площадки в закрытом ангаре на стартовой палубе. На ней также обеспечиваются места для размещения мореходного и стартового экипажей, составляющих персонал Стартовой платформы во время перехода на стартовую площадку и со стартовой площадки. После подъёма ракеты-носителя и завершения проверок всех систем пуска, все члены экипажа эвакуируются со Стартовой платформы на Сборочно-командное судно, используя переходной мостик между кораблями, или с помощью вертолёта. Операции удержания Стартовой платформы в заданной точке, и операции пуска выполняются дистанционно со Сборочно-командного судна с использованием дублированных радиочастотных линий связи между кораблями.

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В романе американского фантаста Энди Вейера «Артемида» бурное исследование Луны начинается с постройки космодрома в Кении. Запускать проще, дешевле, и вот со всего мира коммерческие компании, расталкивая друг друга локтями, бросаются запускать к Луне коммерческие ракеты-носители. Увы, это фантастика. В реальной жизни выигрыш в возможностях космодромов, расположенных на экваторе, пока не принес ни прибыли, ни успеха.

В интернете постоянно обсуждают судьбу плавучего космодрома «Морской старт», будущее которого вновь оказалось под вопросом.

Ближе всех к звездам

Если космодром расположен на экваторе, то, используя точно такие же ракеты-носители, с него можно запустить больший по массе груз. Это происходит за счет максимально эффективного использования скорости вращения Земли. Стартуя с «Морского старта» ракета «Зенит-2» может вывести на низкую опорную орбиту почти 15 000 кг полезной нагрузки. А если стартовать с Байконура, то лишь 13 700. Разница существенная.

Кроме того, говоря о запусках ракет-носителей, чаще всего забывают один из важнейших параметров — наклонение орбиты. Наклонение — это угол между плоскостью орбиты спутника и плоскостью экватора (для спутника Земли). И тут есть один очень важный и чрезвычайно неприятный для космонавтики физический закон: «Начальное наклонение орбиты не может быть меньше широты космодрома». То есть чем дальше от экватора расположен космодром, тем на меньшее количество различных орбит он может запускать спутники.

Погодите, но это же космос. Что мешает вывести космический аппарат на максимально близкую орбиту, а затем перелететь на нужную, используя двигатели разгонного блока или самого космического аппарата? Увы, для изменения наклонения требуется потратить очень много топлива, что сделает запуск просто бесполезным. Именно поэтому космодромы, расположенные на экваторе, более эффективны.

Есть и еще один плюс — отсутствие проблем с утилизацией ступеней ракеты-носителя, возвращающихся на Землю после запуска. «Роскосмосу» приходится выделять серьезные площади под падение первых ступеней как на территории Казахстана, так и на Алтае. А если наклонение орбиты на Байконуре поменять, то ступени начнут валиться на голову китайцам, чего Поднебесная никогда не позволит. Падающие ступени часто становятся причиной пожаров в степи. У расположенного на экваторе в океане космодрома таких проблем нет — всё падает в океан и тонет, просто и бесплатно.

У космодрома на экваторе достаточно преимуществ. Неудивительно, что попробовать построить космодром с возможностью дешевого запуска на любую орбиту — давняя мечта любой космической державы. Первыми к снаряду подошли итальянцы в далеком 1962 году. Подписав договор с NASA о запусках американских ракет-носителей, они в территориальных водах Кении построили морской космодром Сан-Марко. Стартовая площадка была создана на двух переоборудованных нефтяных платформах. Можно сказать, что космодром располагался практически на экваторе (меньше трех градусов южной широты).

Читайте также:  Перепрошивка смартфона zte blade a5

Космодром Сан-Марко Фото: NASA

26 апреля 1967 года состоялся первый старт с космодрома Сан-Марко с полезной нагрузкой. В космос был выведен итальянский спутник COSPAR: 1967-038A, предназначенный для изучения верхних слоев атмосферы.

Стартовый стол космодрома был предназначен исключительно для легких ракет-носителей «Апачи» и «Скаут». Они могли вывести на низкую опорную орбиту космические аппараты массой около 100 кг. Всего до 1988 года было произведено около двух десятков запусков. Увы, к 1990-м годам космодром устарел окончательно — слишком малый забрасываемый вес и большое количество подготовительной работы сделали его неудобным и невыгодным. К тому времени в воздухе уже витала идея создания гораздо более серьезного проекта «Морской старт» — Sea Launch.

Космодром Сан-Марко законсервировали, и он так и ржавеет близ кенийского побережья.

Хорошая идея приходит в разные головы одновременно. РКК «Энергия» им. С.П. Королева в 1991–1992 годах проводила исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования. Денег на реализацию подобного проекта в России тех лет не было, а вот вера в возможность создания совместного проекта имелась. В 1993 году компании Boeing было предложено поучаствовать в создании морского космодрома. Компанию им составили украинские ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» («Южмаш») и конструкторское бюро «Южное» и норвежская судостроительная компания Кvaerner (в настоящее время — Aker Solutions).

Boeing отвечал за объединение составляющих в единый проект, «Южмаш» за создание требуемой ракеты-носителя, норвежская сторона строила платформу для запусков, а «Энергия» координировала запуски.

Гендиректор компании «S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов рассказал о будущем проекта «Морской старт» и создании орбитального космодрома

В качестве платформы использовали бывшую нефтяную платформу Ocean Odyssey, построенную в японской Йокосуке в 1982 году. Спустя шесть лет во время работы в Северном море на платформе произошел пожар. Платформу отбуксировали на ремонт на Выборгский судостроительный завод, где она была обнаружена сотрудниками «Энергии», после чего норвежцы перестроили ее под нужды космических пусков. В качестве носителя была выбрана ракета «Зенит-2S», на основе которой была разработана «Зенит-3SL».

Схема работы космодрома была следующей. В калифорнийском порту Лонг-Бич полностью собранная ракета устанавливается на стартовом столе пусковой платформы, а затем отвозится в ангар, в котором переправляется до места старта. Вместе c платформой стартует и судно управления Sea Launch Commander. Прямо посреди Тихого океана, неподалеку от острова Рождества, платформа готовится к старту. Это полупогружное судно, поэтому в специальные емкости поступает вода и платформа заглубляется в океан. Ее осадка меняется с 7,5 до 21 м. После подготовки оба судна объединяются специальным переходом. Ракета выставляется на стартовую позицию, весь персонал перемещается на Sea Launch Commander, отплывает на безопасное расстояние и уже оттуда осуществляет сначала заправку ракеты-носителя, а затем и старт. После этого команды опять занимают свои места и возвращаются в порт.

Казалось бы, такой проект обязательно должен сработать, однако даже не самые конкурентные 2000-е годы не смогли помочь «Морскому старту». Уже в 2008 году стало понятно, что проект работает в минус, в 2009 году компания объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 кодекса США о банкротстве. После реорганизации проект продержался еще до 2014 года, после чего на «Морском старте» не было сделано ни одного старта.

Причин провала было несколько. Во-первых, проекту не удалось привлечь достаточного количества заказов, чтобы сформировать из него пул и прийти к наиболее выгодной схеме запуска нескольких ракет за один выход «в море». Соответственно на каждый запуск накладывались все издержки на перевозку, работу команды в океане, подготовку площадки и все сопутствующие процедуры.

Во-вторых, несмотря на то что точка старта была выбрана как одно из наиболее спокойных мест Тихого океана, запуски приходилось регулярно откладывать из-за плохой погоды. Каждая такая отсрочка дополнительно ударяла по прибылям компании.

Читайте также:  Как в экселе прибавить число к столбцу

В-третьих, логистика оказалась дороже, чем планировалось вначале. Из-за отсутствия достаточного количества заказов не удалось опять-таки сэкономить на массовом производстве ракет-носителей и их переброске к месту погрузки на платформу.

Наконец, в чем-то просто не повезло. За 36 запусков, сделанных с платформы «Морского старта», три закончились провалом. Больнее всего по компании ударила потеря телекоммуникационного спутника Intelsat-27. Несмотря на частичное покрытие страховкой, убытки практически уничтожили все надежды на восстановление проекта. Причиной провального запуска стал отказ бортового источника мощности, разработанного в КБ «Южное».

При создании проекта в 1993 году 40% компании принадлежало Boeing, 20% — Кvaerner, 25% — «Энергии», 5% — КБ «Южное» и 10% — «Южмашу».

В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. Однако, когда вместо прибылей, которые все намеревались делить, пришлось иметь дело с убытками, желающих не нашлось. Только за 2004–2005 годы проект привлек более $500 млн заемных средств. В 2009 году подошло время выплат, а денег в компании не было.

Почувствовав запах жареного, из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам компании $448 млн. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались.

Вместо оплаты «Энергия» выкупила контрольный пакет акций и пыталась вырулить проект. Увы, крах спутника в 2013 году поставил крест на всей задумке «Морского старта». Лишь в 2016 году «Энергия» и Boeing завершили судебные разбирательства. «Энергия» рассчиталась с американцами услугами, в том числе предоставлением места для американского астронавта в космическом корабле «Союз», стартовавшем к МКС в 2018 году.

«Морской старт» у «Энергии» выкупила российская компания S7, собиравшаяся восстановить запуски. Однако события 2014 года положили конец возможному сотрудничеству с украинскими производителями ракет «Зенит-3SL», впрочем, попытки как-то разрешить ситуацию компания продолжает до сих пор.

Неизвестно, чем руководствовалась S7, совершая эту покупку. Дело в том, что за последние годы конкуренция на рынке пусковых услуг только выросла. В настоящее время даже имевшему свою постоянную долю запусков «Роскосмосу» приходится биться за отдельные проекты.

Даже при наличии достаточного количества ракет-носителей в настоящее время у проекта «Морской старт» практически нет перспектив. Шансов вырвать на рынке запусков достаточное количество контрактов, чтобы создать себе удобный график запусков по нескольку ракет за выход, практически нет. Экономия на запуске с экватора, увы, работает только в теории, чаще всего космические аппараты значительно меньше максимальной возможной массы. Поэтому их можно отправлять сходными носителями даже с гораздо более северных космодромов.

Для того чтобы «Морской старт» получил новую жизнь, нужен проект, требующий нескольких десятков запусков в течение года, причем на орбиты с определенным наклонением. Пока этого не произошло, «Морской старт» более всего похож на чемодан без ручки. И выкинуть жалко, и нести не получается. Пока его тащит S7, однако на сколько времени компании хватит—– никому не известно.

Снятое с платформы оборудование – системы связи Boeing и пусковое оборудование компании "Южмаш" – складировано в Лонг-Бич — порту приписки "Морского старта". Платформа ожидает разрешения на перебазирование, которое должен выдать госдеп США.

Ранее глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщал о планируемом перебазировании космодрома. "Морской старт" может приплыть в порт в Большом Камне под Владивостоком.

Вопрос перебазирования платформы поднимался в 2013 и 2015 годах. В качестве мест базирования предлагались Крым, Вьетнам, Советская Гавань, Владивосток.

"Морской старт" в настоящее время находится в Тихом океане близ острова Рождества. Космодром состоит из двух судов — стартовой платформы Odyssey, с которой осуществляются запуски ракет, и сборочно-командного судна Sea Launch Commander, на который во время запуска переходит весь персонал. Первый запуск с плавучего космодрома был осуществлен в 1999 году. Всего с него осуществлено 36 стартов, три из них закончились аварией. Следующий запуск с "Морского старта" запланирован на декабрь 2019 года.

Ссылка на основную публикацию
Нет msvcr120 dll что делать
Если, попытавшись включить любимую игру, вы натыкаетесь на окно, которое гласит, что запуск программы невозможен по причине отсутствия mscvr120.dll —...
Консольные команды для бателфилд 4
Встречаем и вновь возвращаемся в самый: динамический, красивый, технически богатый и самый заселённый мир с постоянно ведущимися боевыми действиями. Самый...
Конструкция степлера канцелярского схема
Первые степлеры появились во Франции в XVIII веке, их специально изобрели для короля Людовика XV. Но в то время это...
Нет беспроводного сетевого соединения windows 7
На панели задач в Windows или в меню «Центр управление сетями» нет иконки Wi-Fi? Это не значит, что вышло из...
Adblock detector