По результатам исследований одного английского университета

По результатам исследований одного английского университета

Аннотация. В статье представлены приемы продуктивного чтения, которые были апробированы автором на уроках математики.
Ключевые слова: виды и приемы чтения, математический язык, кубик Блума, важное математическое предложение, слова математического языка

Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенности информационной среды требует новых подходов. Рассмотрим технику эффективного и продуктивного самостоятельного учебного чтения. Не только предъявление текста на экране, но и работа с текстами учебников требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.

Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.

Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок

« По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.»

По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.

Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.

И в традиционной форме организация самостоятельной работы с учебником губительна и бессмысленна.Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего как некие знаки-символы. Как мы видели из приведённого выше примера, этот знак-символ обладает определённой гибкостью: отдельные его элементы могут отсутствовать или располагаться в любом порядке. Вспомним школьные задания в начальной школе с пропущенными буквами в словах.Смысл этих заданий, как известно, в правописании. Однако если бы учащиеся не знали значения написанного, то такое задание было бы бессмысленным. В основной и старшей школе мы составляем задания с пропущенными словами, датами, терминами и т.д. И вновь мы уверены, что ученики справятся с заданием, так как им знакома общая модель выражения, предложения.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Именно этим занимается семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?

Виды и приемы чтения

  • Просмотровое чтение (Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста. Конечный результат: решение читать или не читать)
  • Ознакомительное чтение (Цель:извлечение основной информации Конечный результат: решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать)
  • Изучающее чтение (Цель:Проникновение в смысл при помощи анализа текста. Конечный результат: Понимание всех уровней текста: восприятие фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации

Приемы просмотрового чтения

  • Анализ заголовка, прогнозирование темы.
  • Анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, шрифтовых и графических выделений.
  • Знакомство со структурой текста.
  • Просмотр первого и последнего абзаца текста.
  • Знакомство с оглавлением.
  • Чтение аннотации.
Читайте также:  После обновления windows 10 тормозит компьютер 2018

Приемы ознакомительного чтения

  • Чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца
  • Выделение по ходу чтения значимой информации
  • Расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самими читающими(например: ?-непонятно, !-интересно; v-это я уже знаю и т.д.)

Приемы изучающего чтения

  • Выделение смысловых частей текста
  • Прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное
  • Выделение ключевых слов
  • Замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами
  • Выявление деталей текста, подтекстовой информации
  • Определение принадлежности текста тому или иному функциональному стилю
  • Составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста
  • Выписки основных суждений
  • Составление плана, графсхемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь его частей
  • Переработка: создание вторичных текстов на основе данного
  • Читательский комментарий к тексту

Представляю вашему вниманию те приемы, которые я апробировала на своих уроках. При изучении темы в 5 классе «Что такое математический язык» я предлагаю ученикам напечатанный текст, который составляю на основе учебников «Математика-5», авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,М.:Вентана-граф,2013, «Алгебра-7» пол ред. А.Г. Мордковича, М.:Мнемозина, 2001, а также Интернет-ресурсы.

Что такое математический язык?

Прочитайте внимательно высказывания ученых.

«Математика – это больше, чем наука, это язык». Н.Бор

“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”. Н.И.Лобачевский

“Из всех языков мира самый лучший – это искусственный, весьма сжатый язык математики”. Н.И.Лобачевский

Что общего во всех этих высказываниях? Выделите два ключевых слова.

Математики отличаются от «нематематиков» тем, что обсуждая научные проблемы или решая практические задачи, говорят между собой и пишут работы на особом «математическом языке»языке специальных символов, формул и т.п. Только не подумайте, что имеется ввиду латинский алфавит. Конечно, буквы латинского алфавита в математике используются, но это только часть математического алфавита. Для математических записей используются еще и цифры, знаки действий и много других символов, с которыми вы еще пока не знакомы. Вы уже знакомы с такими понятиями, как «числовое выражение» и «буквенное выражение». Составляя эти выражения, мы записываем «слова» на математическом языке. А когда мы связываем эти выражения знаками =, , то получаются «предложения». Очень важно уметь читать эти слова и предложения, то есть «переводить» математические записи на обычный язык и наоборот.
Изучать математический алфавит и учиться писать слова и предложения на математическом языке вы будете в течение всего времени учебы в школе и после школы, какую специальность вы бы ни выбрали.
Для чего людям нужен математический язык? Для того, чтобы общаться, обмениваться информацией. Этот язык понятен людям, занимающимся одной и той же деятельностью, не зависимо от того, на каком естественном (русском, английском, французском) языке они говорят.

Дело в том, что на математическом языке многие утверждения выглядят яснее и прозрачнее, чем на обычном. Например, на обычном языке говорят: «От перемены мест слагаемых сумма не меняется» – так звучит переместительный закон сложения чисел. Математик пишет (или говорит):a + b = b + a

А выражение: «Путь S, пройденный телом со скоростью V за период времени от начала движения t н до конечного момента t к » запишут так: S = V · ( t к – t н )

Или такую фразу из физики: «Сила равна произведению массы на ускорение» запишут: F = m · a

А вот пример обратного перевода. На математическом языке записан распределительный закон:

a (b + c) = ab + ac

Осуществляя перевод на обычный язык, получим длинное предложение: «Чтобы умножить число a на сумму чисел b и c, надо число a умножить поочередно на каждое слагаемое: b, потом c, и полученные произведения сложить».
Во всяком языке есть своя письменная и устная речь. Выше мы говорили о письменной речи в математике. А устная речь – это употребление специальных терминов или словосочетаний, например: «слагаемое», «произведение», «уравнение», «неравенство», «функция», «график функции», «координата точки», «система координат» и т.п., а также различные математические утверждения, выраженные словами: «Число а делится на 2 тогда и только тогда, когда оканчивается на 0 или четную цифру».

Говорят, что культурный человек, кроме родного языка должен владеть ещё хотя бы одним иностранным языком. Это верно, но требует дополнения: культурный человек должен ещё уметь говорить, писать и думать и на математическом языке, поскольку это тот язык, на котором, как мы не раз ещё убедимся в дальнейшем, «говорит» окружающая действительность. Этому и будем учиться читать и понимать язык реального объективного мира, взаимосвязей и отношений между выявленными объектами.
Чтобы овладеть новым языком, необходимо изучить, так говорят, его алфавит, синтаксис и семантику, т.е. правила написания и смысл, заложенный в написанном. И, конечно, в результате такого изучения наши представления о математическом языке и предмете будут постоянно расширяться.

1. Прием «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия».
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Читайте также:  Jbl speakershop windows 7 64 bit

1.Читая, ученик делает пометки в предложенном тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Neveev

Sapientia est potentia

Я уверен, что в Интернете многие сталкивались со следующим текстом:

"По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом".

Но правда заключается в том, что такого исследования ни в Кембриджском университете, ни в некоем "одном английском университете" вообще не проводили.

Более того, во-первых, перестановки букв в словах всегда затрудняют чтение и замедляют его скорость, и, во-вторых, эффект наблюдается только для относительно коротких слов, если переставить буквы в длинном слове, то прочитать его, будет почти невозможно.

Вот, например, попробуйте прочитать:

Вдобавок, в данном отрывке бувквы переставлены не полностью случайно. Автор этого текста специально подбирал слова и переставлял в них буквы так, чтобы текст можно было прочитать. Обратите, в частности, внимание на то, что в исходном тексте — англоязычном — присутствуют слова "Кембриджский университет" ( Cmabrigde Uinervtisy ), тогда как в русском варианте эти слова пришлось заменить на более легко читаемые "одного английского университета" ( одонго анлигйсокго унвиертисета ).

Кстати, если перемешать буквы в словах с помощью компьютерной программы (оставив первую и последнюю на месте), то прочитать текст будет гораздо сложнее.

Так что в случае приведенного текста речь идет о фальшивке, речь идет о том, что (1) можно создать короткий текст, в словах которого буквы будут определенным образом перставлены, и (2) при этом текст все равно можно будет прочитать.

Это, действительно, не сложно — попробуйте! 🙂

Отечественные университеты менее эффективны, чем канадские и английские, сопоставимы с австралийскими и превосходят немецкие. Технические вузы России обладают более высоким научно-образовательным потенциалом, чем классические. Таковы некоторые выводы статьи «Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных», опубликованной в «Вопросах образования» (№2, 2013). Среди ее авторов — заведующая отделом Центра финансовых исследований ИСИЭЗ Вероника Белоусова.

Непростую задачу оценки эффективности вузов частично помогают решить рейтинги. Вузы анализируются на основе ряда критериев, по каждому из которых получают определенный балл. Затем оценки суммируются с поправкой на их относительную значимость или «вес». Величина последнего, как правило, определяется субъективно. Например, Times Higher Education World University Rankings анализирует пять сфер работы вузов: образовательную деятельность, ведение исследований, значимость научных трудов, инновационную активность и вовлеченность в международную среду. Каждая из первых трех областей имеет «вес» в 30% в итоговой оценке, последние две — 2,5 и 7,5% соответственно.

Другие общепризнанные рейтинги (QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities) имеют сходную методологию, отличаясь критериями оценки и величиной приписываемых им «весов». Могут учитываться мнения работодателей о студентах или же численность выпускников вуза — обладателей Нобелевской премии. Аналогичные методики применяются и в России. Здесь можно упомянуть в качестве примера рейтинг журнала «Эксперт».

Таким образом, ключевым недостатком этой методологии является субъективность. Действительно, объяснить, почему мы предпочитаем тот или иной критерий другому, сложно. Это же относится и к их относительной значимости. Должна ли образовательная деятельность иметь вес в 30% или 40% в итоговой оценке? Кроме того, рейтинги не учитывают затраченные вузами ресурсы.

Метод Data Envelopment Analysis (DEA) помогает преодолеть указанные ограничения. Изначально он предназначался для оценки результативности некоммерческих организаций, не ставящих своей задачей получение прибыли. Впервые метод был использован в США для анализа деятельности учреждений образования, здравоохранения и военной службы. Его основополагающие принципы были описаны в статье "Measuring the Efficiency of Decision Making Units", совместно подготовленной А. Чарнзом (A. Charnes), В. Купером (W. W. Cooper) и Э. Роудсом (E. Rhodes) в 1978 году.

Основная идея модели DEA заключается в том, что эффективность любой организации можно представить в виде отношения результатов к затраченным ресурсам. Применительно к вузам в качестве ресурсов могут выступать расходы на научную деятельность, фонд оплаты труда или совокупные издержки. В качестве результатов — численность выпускников, обладателей ученых степеней, защитившихся в данном университете, число публикаций и патентов. Как и при построении рейтингов, предполагается, что каждый критерий имеет свой «вес», при этом специально назначать его не требуется — эти «веса» определяются внутри модели путем решения оптимизационной задачи.

На основе решения этой задачи дробно-линейного программирования балл эффективности каждой организации рассчитывается относительно других в выборке, которые определяют границу эффективности. Для удобства итоговый показатель нормируется, с тем чтобы он лежал в пределах от нуля до единицы. Таким образом, можно говорить, например, об эффективности в 70 или 90% по сравнению с лучшей из анализируемых организаций.

Читайте также:  Как задать ключевое поле

В мировой практике оценивания результативности вузов модель DEA нашла широкое применение. Западные исследователи используют разные ее спецификации, отличающиеся входными и выходными переменными. Часто авторы стараются учитывать структурные различия между университетами, разделяя вузы, нацеленные на научную либо на образовательную деятельность.

Например, Джил Джонс (Jill Johnes) проанализировала эффективность 109 английских университетов за 2000/2001 учебный год, стремясь выявить структурные различия между тремя категориями вузов: имевшими статус университета до 1992 г., получившими его после 1992 г. и колледжами, никогда такого статуса не имевшими. Исследователь не нашла значимых различий между категориями вузов, при этом достаточно высоко оценила результативность британской системы вузовского образования. Во всех категориях средняя эффективность составила примерно 90%, эффективными оказались около половины от общего числа анализируемых организаций.

Антреас Атанассопулос (Antreas D. Athanassopoulos) и Эстель Шейл (Estelle Shale) (1997) произвели оценку 45 английских университетов на основании данных за 1992 год. Авторы использовали два подхода: в рамках первого оценивалась эффективность распределения имевшегося объема финансирования, в рамках второго — качество использования доступных ресурсов. Под последними подразумевалась численность студентов, аспирантов и преподавателей, уровень подготовки абитуриентов, а также бюджетные расходы на научные проекты, библиотечный фонд и компьютерное оснащение. В обеих моделях результат работы вуза определялся по таким показателям, как численность выпускников, обладателей ученых степеней данного университета и его позиции в рейтингах научной и публикационной активности.

По схожему пути шли исследователи и в других странах. Так, Сьюзан Уорнинг (Susanne Warning), оценивая работу немецких университетов, предприняла попытку выделить стратегические группы вузов в системе высшего образования, отдельно измерив результативность подготовки специалистов в сфере социальных и естественных наук. Незми Авкиран (Necmi K. Avkiran) анализировал общую эффективность, качество преподавания и результативность привлечения платежеспособных студентов к обучению в австралийских университетах. Последней аспект заинтересовал ученого в связи с сокращением объема государственного финансирования вузов.

Притом что метод DEA активно применялся западными учеными для оценки эффективности системы высшего образования в самых разных аспектах, в России до выхода рассматриваемой публикации была известна лишь одна подобная работа. В ней на примере выборки из 30 вузов было показано, что более точные и согласованные с международной практикой оценки результативности получаются с учетом механизмов финансирования университетов.

Авторы статьи «Оценка результативности университетов с помощью оболочечного анализа данных» анализируют выборку из 200 российских вузов. Наиболее значительные группы составили вузы технического (78 вузов) и классического (59 вузов) профиля. Был проведен сравнительный анализ данных категорий, специфицированы две модели DEA для характеристики образовательного потенциала и качества научно-учебной деятельности высших учебных заведений. Вторая модель отличалась от первой тем, что учитывала в результатах работы вуза публикационную активность и долю научных работников в общей численности ППС.

В целом, результативность образовательной деятельности технических и классических вузов в РФ оказалась примерно одинаковой: в каждой подгруппе эффективность более половины вузов превысила или оказалась равна 80%. Научно-образовательный потенциал технических вузов эксперты оценили в среднем более высоко — у 46,2% организаций он был на уровне 70-90%, тогда как у классических — 50-60% от максимально возможного. Тем не менее, и классические, и технические вузы обладают в среднем более высоким потенциалом в области образовательной деятельности, чем в научно-учебной. Кроме того, исследователи подчеркивают, что на попадание вуза в ту или иную категорию может оказывать влияние размер выборки. При анализе важно добиться сопоставимости учебных заведений по профилю и базовым характеристикам.

Авторы также соотнесли результативность российских вузов с показателями зарубежных. Согласно результатам исследования, отечественные университеты уступают канадским и английским. Минимальный уровень эффективности последних с учетом их научного профиля составляет 66,86%, тогда как для отечественных среднее значение данного индикатора находится чуть ниже. В то же время российские университеты по результативности сравнимы с австралийскими и превосходят немецкие.

Расчеты по обеим моделям позволяют классифицировать вузы, разделив их на группы с низкой (до 0,6), средней (от 0,6 до 0,9) и высокой (от 0,9 до 1) эффективностью. Проведение подобных границ имеет практическое значение для управления: для разных категорий вузов целесообразны различные административные решения. У вузов средней результативности есть потенциал развития с опорой на собственные ресурсы, тогда как вузы низкой результативности чаще всего отличаются низкими показателями как в образовательной, так и в научной деятельности. Существенным фактором, влияющим на попадание вуза в ту или иную группу эффективности, является публикационная активность — барьеры на данном пути обязательно должны приниматься в расчет топ-менеджерами российского высшего образования.

В заключение следует отметить, что работа авторов является важным шагом на пути к созданию надежной системы оценки результативности российских вузов. В дальнейшем в рамках данного исследования может быть сформирована система входных и выходных показателей, с опорой на которую можно будет оценивать степень реализации миссии или достижение стратегических ориентиров, обозначенных в программе развития университета.

Ссылка на основную публикацию
Нет msvcr120 dll что делать
Если, попытавшись включить любимую игру, вы натыкаетесь на окно, которое гласит, что запуск программы невозможен по причине отсутствия mscvr120.dll —...
Консольные команды для бателфилд 4
Встречаем и вновь возвращаемся в самый: динамический, красивый, технически богатый и самый заселённый мир с постоянно ведущимися боевыми действиями. Самый...
Конструкция степлера канцелярского схема
Первые степлеры появились во Франции в XVIII веке, их специально изобрели для короля Людовика XV. Но в то время это...
Нет беспроводного сетевого соединения windows 7
На панели задач в Windows или в меню «Центр управление сетями» нет иконки Wi-Fi? Это не значит, что вышло из...
Adblock detector